Серия из двух двкд типа «мистраль» для вмф российской федерации. Десантные корабли типа Mistral Вооружение мистраля

Запланированное число кораблей серии 2+2 Число заложенных кораблей серии 1 Число построенных кораблей серии 3 Число действующих кораблей серии 3 Стоимость корабля серии ~600 млн евро Спущен на воду 6 октября 2004 года В составе флота с декабрь 2005 года Современный статус в строю Параметры Тоннаж (стандартный) 16 500 тонн Тоннаж (полный) 21 300 тонн Тоннаж (предельный) 32 300 тонн Длина наибольшая 199 м Ширина по ватерлинии 32 м Высота 64,3 м Осадка (с ГАС) 6,3 м Бронирование нет Технические данные Силовая установка 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт) 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт)
2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт) Мощность 20 400 л. с. (15 MВт) Винты 2 5-лопастных Скорость максимальная 19 узлов Скорость крейсерская 18 узлов Дальность плавания 5800 миль (10 800 км) на 18 узлах (33 км/ч)
10 700 миль (19 800 км) на 15 узлах (28 км/ч) Автономность плавания 30 суток Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность) Вооружение Радиолокационное вооружение 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG Артиллерийское вооружение АК-630 Тактическое ударное вооружение Сверхзвуковые крылатые ракеты «Калибр» Зенитное вооружение 2x2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 12,7-мм пулемета «Браунинг»; "3М47" Гибка Авиационная группа 16 тяжелых вертолётов или 32 легких вертолёта;

Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолетов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» (фр. BPC de la classe Mistral ) - класс универсальных десантных кораблей -вертолётоносцев , находящихся на вооружении ВМС Франции . Корабль способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров .

Заказ ВМФ России

На палубе «Мистраля»

Высота ангара позволяет размещать российские вертолеты Ка-27 , Ка-29 и Ка-52К на ангарной палубе, что было подтверждено во время визита УДК «Мистраль» в Санкт-Петербург при выполнении тестовых посадок вертолётов на палубу. Однако проем в районе лифтов имеет недостаточную высоту для Ка-29 и будет увеличен . Кроме того, планируется использовать этот вертолетоносец в северных широтах, во льдах. Для этого потребуется усилить борта корабля. Однако это не повлечет серьёзных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля». Россия покупает вертолетоносец «Мистраль» со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолеты на корабле будут российские .. Договор подписан Игорем Сечиным и Аленом Жюппе 25 января 2011 года в Сен-Назере . Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже , подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года .

Первые два десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД) «Мистраль», построенные на французских верфях для ВМФ России, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. При этом инфраструктура военных городков и гарнизонов Восточного военного округа будет существенно модернизирована за счет выделенных на это значительных средств. Особое внимание будет уделено соединениям, дислоцированным на островах Курильской гряды .

По информации от генерального конструктора ОКБ Камова Сергея Михеева на российских кораблях типа «Мистраль» будут размещаться 16 вертолетов в комбинации 8 Ка-52К + 8 Ка-29 , то есть восемь боевых и восемь транспортных, но эта комбинация может быть изменена в зависимости от поставленных задач .

Мы собираемся поставить ракетные комплексы для самообороны, чтобы повысить защищенность средствами ПВО . Применение вертолетной составляющей усилим в плане выполнения противолодочных задач. На «Мистралях», которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки.

Все системы и устройства на борту корабля будут русифицированы. На "Мистрали" будет устанавливаться российское и французское оборудование управления и связи; DCNS необходимо будет обеспечить совместимость систем. Часть такого оборудования будет установлена на корабль на верфи в Сен-Назере, часть - на одной из российских верфей. Кроме того, в Сен-Назере строящийся корабль получит российские системы управления огнем.

По данным DCNS, "Мистрали" для России получат артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Зенитные ракетные установки 3М47 "Гибка" разместятся спереди по правому борту и сзади - по левому. DCNS подготовит места для установки вооружения, в то время как сами боевые системы будут установлены на корабль уже в России.

В качестве основной обзорной радиолокационной станции на российском "Мистрале" будет использоваться французский радар Thales MRR-3D-NG, работающий в G-диапазоне волн. Аналогичные радары стоят и на трех вертолетоносцах типа "Мистраль" в составе ВМС Франции.

Система имеет два режима работы: "океанский" режим для дальнего наблюдения в открытом море, "прибрежный" режим для прибрежных акваторий.

Представители

Название Верфь Заложен Спуск на воду Дата подписания
приёмного акта
Флот Состояние Примечания
«Mistral » DCNS/Alstom 10 июля 2003 6 октября 2004 Февраль 2006 ВМС Франции В строю
«Tonnerre» DCNS/Alstom 26 августа 2004 26 июля 2005 Декабрь 2006 ВМС Франции В строю
«Dixmude» DCNS/Alstom 18 апреля 2009 18 декабря 2010 Январь 2012 ВМС Франции В строю
«Владивосток» Alstom/Балтийский завод 1 Февраля 2012/1 октября 2012 сентябрь 2013 2014 Тихоокеанский флот ВМФ России Заложен
«Севастополь» Alstom/Балтийский завод 2015 Тихоокеанский флот ВМФ России Заказан На Балтийском заводе будет построено 20% корпуса.
« » Планируется к постройке
« » Планируется к постройке

21 декабря 2012 года, появилась информация, что заказ на строительство 2-х УДК в России аннулирован, однако чуть позже выяснилось, что военные приняли решение перенести сроки реализации опционов на строительство двух дополнительный кораблей, заказанных в 2011 году у Франции, с 2013-го на 2016 год.

См. также

  • (англ.) русск.

Примечания

Ссылки

  • Как устроен «Мистраль» Взгляд.

Данное интервью подготовлено экспертами Центра анализа стратегий и технологий - неправительственной частной научно-исследовательской и издательской организацией. Центральная компетенция Центра АСТ - изучение торговли вооружениями и военной техникой и ситуации на рынке вооружений, а также анализ оборонно-промышленных комплексов России и ведущих стран мира. С 2008 года после начала реформы Вооруженных Сил, которая проводится министром обороны Анатолием Сердюковым, ЦАСТ, кроме того, стал уделять повышенное внимание вопросам военного строительства в России. Традиционно сотрудники Центра следят и за вооруженными конфликтами современности. Центр издает журнал "Экспорт вооружений", блог ЦАСТ и сотрудничающих с нами независимых экспертов - http://bmpd.livejournal.com/

Какими вертолетами будет укомплектован "Мистраль"? Правда ли что прорабатывается поставка европейских вертолетов для "Мистраля"?

Нет, закупка европейских вертолетов для укомплектования авиагруппы универсального десантного корабля "Мистраль" не планируется. Сейчас уже очевидно, что российские "Мистрали" будут укомплектованы планируемыми к возобновлению производства около 2015 года модернизированными вертолетами Ка-29М, а также разрабатываемой корабельной модификацией Ка-52К, которую тоже планируется сделать к 2015 году. В ноябре 2009 года, когда Мистраль заходил с визитом в Санкт-Петербург, в Балтийском море в сложных погодных условиях производились пробные посадки обоих этих вертолетов на палубу УДК, которые показали возможность их использования для комплектования авиагруппы этого корабля. Возможно также базирование планируемых к закупке для ВМФ Ка-226 в качестве легкой машины для учебных целей. Надо заметить, что выбор Ка-29М вообще-то нельзя назвать удачным, поскольку он плох как транспортно-десантный, ибо имеет общий дефект всей серии Ка-27/29 - недостаточный объем фюзеляжа. Но "за неимением гербовой пишем на простой".

Вообще следует иметь ввиду, что одним из позитивных результатов реализации проекта по приобретению Мистралей станет мощный импульс, который будет придан закупкам морских вертолетов. Если каждый УДК этого типа несет по 16 вертолетов, то минимальный заказ составит 50 единиц Ка-52К и Ка-29М, а по некоторым оценкам это число может достичь 100 единиц. Кроме того, приобретение УДК станет дополнительным локомотивом для строительства эскортных кораблей охраны ближней и дальней морской зоны классов "фрегат" и "эсминец".


Какие системы мы в итоге получим в комплекте с кораблем, а какие - нет? Если я помню, в СМИ говорилось о том, что корабль нам хотят передать не полностью укомплектованный, а без некоторых систем управления боем, против продажи которых возражали в НАТО.

Конечное техническое лицо русского Мистраля станет итогом переговоров, которые ведутся в настоящее время. Российская сторона изначально ставила вопрос о передаче технологий, в том числе и на системы управления, которые несет Мистраль. Вероятнее всего, наши переговорщики сумеют добиться поставки корабля вместе с боевой информационно-управляющей системой SENIT-9 (Система использования тактической информации на море) и системой управления соединением и флотом SIC-21, однако обе системы будут в "экспортном" исполнении с урезанными возможностями. В итоге получим "Мистраль "почти полностью комплектным, но АСБУ SENIT-9 и SIC-21 будут в "экспортном" исполнении с урезанными возможностями. Не будет НАТОвских "даталинков". Ну и, видимо, РЛС там будут российские. Кроме того, передачи технологии производства этих систем скорее всего не произойдет.Аналоги "Мистраля" в наших судостроительных программах были? Есть? В чем разница и почему? Или это все же фикция для организации подвижек в отечественной судостроительной отрасли?

В Невском ПКБ с 1970-х гг. велось проектирование полноценного УДК проекта 11780 (шифр "Кременчуг") по образцу американских кораблей типа Tarawa, но несколько меньшего водоизмещения (30 тыс. т) и несущего до 25 вертолетов постоянного базирования типов Ка-27 и Ка-29. Проект создавался в условиях противоречивых требований со стороны ВМФ, желавшего сделать корабль многоцелевым, с возложением на него задач противолодочной обороны, базирования самолетов вертикального взлета и посадки, с мощным оборонительным вооружением, с высокой скоростью хода и т.п., что привело к его чрезмерному усложнению и удорожанию. Однако главным препятствием для реализации проекта 11780 стало отсутствие в СССР свободных судостроительных мощностей для его строительства. Во второй половине 1980-х гг. постройку двух УДК проекта 11780 запланировали на Херсонском судостроительном заводе (занятом до того гражданским судостроением), однако начатое во время перестройки сокращение военных расходов, а затем и распад СССР не позволили ее осуществить. Попытки Невского ПКБ продолжить разработки модифицированных вариантов проекта "Кременчуг" в 1990-е гг. не получили развития.

Что касается современного положения, то, как я понимаю, никаких аналогов "Мистраля" в российских судостроительных программах в период 2000-2008 гг. не было, и по очевидным причинам - такие корабли не рассматривались как приоритетные для ВМФ при современных его задачах и современном уровне финансирования. То есть у флота были нужды и поважнее.

Если нет собственного готового проекта корабля данного класса, то неужели наши КБ, ПКО не способны его создать?

Способны, но для этого нужно техническое задание. Такого задания им никто не давал и не формулировал. Что лишний раз показывает, что идея закупки "Мистраля" родилась вне ВМФ (по крайней мере, вне штатных планирующих, штабных и кораблестроительных органов ВМФ). Надо еще иметь ввиду, что конструкторский потенциал в кораблестроительной отрасли в постсоветское время, конечно, серьезно сократился, и лучше сконцентрировать его на проектировании боевых кораблей - корветов, фрегатов и эсминцев нового поколения, а в более отдаленной перспективе и авианесущих кораблей.Целевое назначение корабля в российском ВМФ? В каком боевом соединении будет действовать "Мистраль"?

Мистраль - это корабль для осуществления дальних океанских походов, инструмент глобальной проекции силы. Кстати, хотя по российской классификации он определяется как "универсальный десантный корабль", по французской он относится к типу кораблей "проекции силы и командования". По-русски следовало бы сказать "командно-экспедиционный корабль". В этом качестве он, вероятно, и будет применяться в российском ВМФ. То есть целевое назначение тоже, что и у французов - то есть экспедиционные действия, плюс управление силами флота в качестве штабного корабля.

Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, и этот статус налагает на нашу страну определенные обязательства, в частности, по участию в международных гуманитарных операциях, операциях по поддержанию мира, спасательных, эвакуационных, контртеррористических и антипиратских операциях. В этом смысле совместимость информационных систем русских Мистралей с натовскими аналогичными системами придется весьма кстати. Исходя из указанных задач можно предположить, что наиболее рационально было бы базировать Мистрали, во-первых, на Тихом океане, и, во-вторых, в Севастополе. Из Черного моря удобнее совершать походы в Средизмемку и оттуда в Красное и Аравийское море - центр пиратской активности. Зоной действий дальневосточых Мистралей, соответственно, будет Тихий океан, проливы в Юго-Восточной Азии (тоже, кстати, зона повышенной пиратской активности) и далее Индийский океан.


Почему именно "Мистрали"? Чем обоснован выбор в их пользу, и чем они лучше своих аналогов других стран?

Действительно, на рынке присутствуют очень сильные в техническом отношении южнокорейское и испанское предложение, причем испанский проект УДК имеет и экспортный успех: корабли этого типа закупила Австралия. Однако с российской точки зрения фундаментальным и фатальным недостатком обоих этих кораблей является наличие там американских систем, что делает их покупку не просто чрезвычайно рискованной, но и практически нереальной. Даже если предположить невозможное - согласие администрации США на реэкспорт этих подсистем в Россию, такая сделка наверняка будет заблокирована Конгрессом. Так что выбор в пользу французов - это вынужденное и единственно возможное решение. Не будем забывать, что Франция наряду с Германией и Италией занимает наиболее кооперативную, если не сказать, дружескую позицию в отношении России. В общем, Мистраль - это в большей степени политический, чем военно-технический выбор

Согласно текущей Военной Доктрине, прогнозам на изменение военно-политической обстановки, планам МО/ВМФ и прочим документам, а также видению экспертов - на каких ТВД и в какие сроки возникнет необходимость в кораблях типа "Мистраль"? Какие задачи они будут решать? Можно ли те же самые задачи решать при помощи других, более дешевых/эффективных средств.

Текущая Военная доктрина - документ самого общего характера, под который можно подверстать что угодно. Планы МО/ВМФ вряд ли кому-нибудь известны за пределами их руководства. Скорее всего, на практике "Мистрали" будут использоваться в качестве кораблей управления группировками ВМФ в Средиземном море и в Индийском океане, то есть главным образом в штабной роли. Это будут большие адмиральские штабные корабли.

Какие российские системы ПВО предполагается установить на корабль, очевидно Дуэты или Кинжалы? Будет ли меняться архитектура корабля для его интеграции с отечественными ЗРК? Как именно будет усиливаться корпус для адаптации к нашим условиям? Сколько конкретно боевых машин и в каких пропорциях можно погрузить на борт - т. е. все варианты: танки, БМП и БТР, грузовики? Какая силовая установка предполагается - Вяртсиля или другая?

Судя по известным данным, конструкция первых двух кораблей (заказываемых во Франции) будет изменена лишь в самой минимальной степени. Вооружение, видимо, останется почти рудиментарным, и, скорее всего, будет комбинацией двух-четырех АК-630 (или "Дуэтов") и пары "Гибок". Интеграция более серьезных систем потребует слишком серьезное перепроектирование корабля. Возможно, что попытки перепроектирования предпримут на двух кораблях, предполагаемых к постройке в РФ. Есть информация о том, что главком Высоцкий даже высказывал идею о размещении на русских Мистралях УКСК с "Калибрами". Десантные возможности, видимо, останутся те же, что и у французских кораблей. Мистраль может нести не более 13 танков и до 60 единиц колесной техники. ЭУ, разумеется, останется французской.


В перспективе на основе "Мистраля" Россия планирует создание своих вертолетоносцев или даже авианосцев?

Насколько можно судить, потребность в вертолетоносцах на всю обозримую перспективу закупкой Мистралей будет закрыта. Что касается авианосцев, то в ближайшие десять лет будут вестись сначала научно-исследовательские, а затем опытно-конструкторские работы по проектирования авианосца нового поколения, с тем чтобы начать постройку таких кораблей в рамках действия следующей госпрограммы вооружений после 2020 года. До этого момента авианосная компонента в российском ВМФ будет представлена ТАВКР "Адмирал Кузнецов", который, как известно, вскоре встанет в среднесрочный ремонт, после которого он к тому же получит новую авиагруппу на основе многоцелевых палубных истребителей МиГ-29К. В целом если Россия сумеет сохранить свой статус великой державы она, конечно, обречена иметь авианосный флот. Можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшее десятилетие произойдет широкое распространение авианосных флотов в мире. Если США и европейские страны будут сокращать свои авианосные потенциалы, то в Азии и Латинской Америке, напротив, появятся новые авианосные державы. Совершенно очевидно, что амбициозные программы строительства национальных авианосцев и авианесущих кораблей реализуют Китай и Индия, весьма возможно, что в авианосный клуб вернется Бразилия. Китайский рост может спровоцировать приобретение или создание национальных авианесущих кораблей странами Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии - Вьетнамом, Индонезией, Кореей и Японией. Понятно, что Россия не может себе позволить остаться в стороне от этих тенденций.

Говорят, что отечественное ВМФ больше интересовали системы управления, чем сам корабль, это правда?

Вообще-то есть мнение, что SENIT-9 не имеет особого преимущества по сравнению с новыми отечественными корабельными АСБУ. Скорее с эксплуатационной точки зрения для ВМФ России интереснее "электрическая" ЭУ современного западного боевого корабля, а не его электронная "начинка".

По оценке многих военных моряков Мистраль собственно не военный корабль - бронирования корпуса нет, движители, которые обеспечивают ему маневренность, очень уязвимы для любого, маломальского огневого воздействия противника. По сути это гражданский паром с вертолетами. Может это просто средство против пиратов?

Бронирования корпуса, строго говоря, сейчас вообще нет ни у кого, кроме больших авианосцев. Уязвимость движителей-"азиподов" - вопрос спорный и дискуссионный, но мнение об их уязвимости от подводных взрывов на мелководье есть. Проблема в том, что живучесть этого корабля действительно значительно понижена (по непотопляемости, водоотливным и противопожарным средствам и пр.). Это действительно "большой паром". Но тут надо понимать, что "Мистраль" - это оцень цельный концепт корабля для решения задач ВМС МИРНОГО ВРЕМЕНИ. То есть если мы считаем главными для ВМФ задачи мирного времени, то претензии к "Мистралю" малообоснованны в принципе. Если же мы считаем, что главные задачи для ВМФ - это задачи военного времени (то есть, в контексте российских условий, - крупномасштабной войны с США и НАТО), то в таком случае, конечно, надо говорить о корабле совсем другого облика (и в этом случае, кстати, сомнительно, что ВМФ РФ вообще нужны будут десантные корабли крупнее БДК).

Почему такие "богатые и воинственные" страны, как Португалия (у них большие проблемы с бюджетом, а хотят 1+1 УДК небольшой, в прошлом году подписали намерения на Enforcer), Чили, Индонезия (причем у нее уже есть 2 и подписались еще на 2 большего в/и), Канада, Сингапур, Турция, Бразилия, Австралия имеют уже в своем составе свеженький УДК, строят, либо серьезно настроены купить его в ближайшее время? Откуда такая мода? Военные гнобят отечественный ВПК ненужными закупками повсеместно, либо этой действительно выгодно и полезно?

Во-первых, определимся с терминологией. УДК, то есть универсальные десантные корабли (в отечественной терминологии) есть пока что только у США, Франции, Испании и Южной Кореи, и еще строятся для Австралии. У всех других есть корабли (или планы их приобретения) в основном с куда более умеренными характеристиками - десантно-вертолетные корабли-доки или десантные транспорты-доки. Здесь, кстати, разница не только конструктивная, но и в том, что ДКВД и ДТР, как правило, гораздо менее приспособлены для длительных экспедиционных задач. То есть это не корабли "длительного присутствия в удаленных водах", а в большинстве случаев лишь "перевозки и высадки". Это означает, что при схожести облика, задачи их другие, и это скорее просто очень большие транспортно-десантные корабли. Именно это нужно второстепенных государствам в большинстве случаев, а не решение экспедиционных задач.

Во-вторых, как раз в Португалии, в силу известных экономических проблем этой страны, реализовать свои планы не сможет. У индонезийцев вообще имеются лишь дешевые транспортные лоханки. Канада уже давно не планирует, планы Бразилии неясны.

В-третьих, приобретение кораблей определяется задачами флотов. Планирование закупок идет от задач. Страны НАТО обзаводятся таким кораблями для совместных коалиционных экспедиционных интервенционных действий на подхвате глобальной стратегии США. Островные и архипелажные государства тоже понятно зачем такие корабли имеют. Чили по сути морская страна, вытянутая вдоль берега, с возможным главным морским ТВД на архипелаге Огненной Земли.

Хотелось бы узнать есть ли какие то более менее качественные оценки устойчивости корабля к воздействию противолодочных ракет, мин и т.п. Какие средства борьбы с пожаром есть на судне (есть ли пожарные машины и т.п.)?

Как уже было сказано, "Мистраль" по своей идее - концепт корабля для решения задач ВМС МИРНОГО времени. Поэтому требования по боевой живучести у него в принципе минимальные, и попытка реализаций таких требований в полном объеме невозможна, ибо обессмыслит саму концепцию "дешевого экспедиционного корабля". Пожарные магистрали у него, конечно, есть, но при осмотре корабля ясно, что противопожарные возможности у "Мистраля" заметно ниже, чем у авианосцев, к примеру.


Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) / универсальный десантный корабль-вертолетоносец / ВРС (Вâtiments de Рrojection et de Сommandement - корабль проекции и управления). Разработка проекта корабля начата в 1997 г. в рамках исследований концепции начионального корабля для амфибийных десантных операций - CNOA (Concept National des Operations Amphibies, Франция). Назначение корабля - десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь. 24 декабря 2010 г. объявлено о заключении соглашения с консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российской ОСК. При передаче кораблей Франция передаст российской стороне все интересовавшие ее технологии. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 г. в Париже, подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 г. Согласно соглашению предполагается строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух в России. Так же "Балтийскому заводу" (г.Санкт-Петербург) заказано строительство части секций корпусов и первых двух кораблей серии (12 блочных секций кормовых частей кораблей). 1 октября 2012 г. на "Балтийском заводе" начато официальное строительство российской части секций головного корабля для ВМФ России - "Владивосток".

Проектирование варианта корабля для ВМФ России (BPC Russe) ведется в два этапа. Первый этап - эскизное проектирование - завершен в апреле 2012 г. Технический проект корабля должен быть завершен в сентябре 2012 г. Проектом предусматривается модификация под размещение российской авиационной техники, русификация пользовательских интерфейсов и адаптация корабля и полетной палубы для зимней эксплуатации (электрообогрев палубы и т.п.).


http://www.shipspotting.com/).



Начало работ по сборке первой секции первого корабля для ВМФ России на верфи STX в г.Сен-Назер - 1 февраля 2012 г. Первая 100-тонная секция первого корабля будет изготовлена в сентябре 2012 г. и будет выставлена в начале 2013 г. в доке сборки корпуса корабля. По состоянию на 23 апреля 2012 г. "Балтийскому заводу" передана окончательная ведомость заказа металлопроката для корпусов (первого и второго), остальные документы, необходимые для начала работ, поступят на предприятие 1 июня 2012 года. В июле 2012 года французская компания STX France поставила на Адмиралтейские верфи 3D-макет плавучих частей корпуса вертолетоносца "Мистраль" и первую партию технической документации по проекту корабля. Адмиралтейские верфи, не нарушая конструкцию будущего корабля, переделали проект так, чтобы он стал реализуем на мощностях "Балтийского завода". Резка металла для первых корпусов на "Балтийском заводе" начата 1 августа 2012 г. Закладка блоков, строящихся в России для первого корабля ожидается 1 октября 2012 г.

Официальная закладка первого корабля BPC Russe состоится 1 февраля 2013 г. в Сен-Назере - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, будет помещена первая носовая секция. Сдача первого корабля планируется 1 ноября 2014 г. (по данным на октябрь 2013 г., ), второго - в 2015 г.

Сервисное обслуживание и технический осмотр российские вертолетоносцы "Мистраль" должны были проходить на мощностях представительства компании Wartsila в Санкт-Петербурге (сообщение СМИ от 14.02.2012 г.).

В 2014 г. контракт на поставку кораблей был приостановлен, а позже расторгнут. В сентябре корабли были проданы Египту, где получили имена Gamal Abdel Nasser (бывший «Владивосток») и Anwar al-Sadat (бывший «Севастополь»).

Конструкция - в варианте для ВМФ России планируется произвести некоторые изменения в конструкции корабля:
- усиление бортов корпуса для эксплуатации в северных широтах в ледовой обстановке;
- обеспечение подогрева летной палубы для эксплуатации в зимних условиях;
- увеличение высоты проема ангара в районе подъемных лифтов под базирование вертолетов типа Ка-29;
- на корабле планируется устанавливать вооружение российского производства.

Борта корпуса корабля не имеют бронирования.


Вертолетоносцы Mistral L9013 и Tonnerre L9014 ВМС Франции (автор фото - Pascal Fournier, Marine Nationale, http://en.dcnsgroup.com).


Двигательная установка:
- 2 х винторулевые колонки Alstom Mermaid мощностью по 10200 л.с. с 5-лопастными винтами;
- 3 х дизель-генератора Wartsila 16V32 мощностью по 2.075 МВт
- 1 х дизель-генератор Wartsila 18V200 мощностью 3.3 МВт

Подруливающие винты в носовой части корпуса.


Винто-рулевая колонка ДВКД "Владивосток" типа Mistral. Перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России незадолго до спуска на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. сентябрь 2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


ТТХ корабля :
Экипаж - 160 чел (в т.ч. 20 офицеров)

Длина - 199 м
Длина по ватерлинии - 189 м
Ширина по ватерлинии - 32 м
Высота - 64,3 м
Осадка - 6,3 м
Площадь ангара для авиационной техники - 1800 кв.м

Водоизмещение стандартное - 16500 т
Водоизмещение полное - 21300 т
Водоизмещение предельное - 32300 т

Скорость полного хода - 19 уз
Скорость крейсерского хода - 18 уз
Скорость экономического хода - 15 уз
Дальность хода:
- 10800 миль (скорость 18 уз)
- 19800 миль (скорость 15 уз)
Автономность - 30 сут

десант 450 чел, эвакуация - до 900 чел. А так же до 150 человек штабного персонала.
Масса полезной нагрузки - 1100 т
Размер грузовой палубы - 122 x 13.5 x 7.7 м

Вооружение: в варианте для ВМФ России вооружение российского производства. 16.02.2012 г. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил СМИ, что "на "Мистралях", которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки". Вероятно, речь идет о возможности размещения на кораблях неких ударных систем с ядерными боевыми частями. Возможно так же, что данное заявление сделано исключительно с целью пи-ара.

"Мистраль" "Мистраль" ВМФ России
ЗРК 2 x 2 ПУ ЗРК Simbad 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340 (предположительно, не подтверждается)
ПЗРК 2 установки 3М47 "Гибка" с ракетами "Игла"
Вспомогательное вооружение 4 х 12,7-мм пулемета «Браунинг» 4 х 12.7 мм пулемета
ЗРАК / АК 2 х 30-мм артустановки Breda-Mauser 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр
Постановка помех
Прочее


Проектное изображение варианта проекта BPC Russe. В носовой части корабля видно установки АК-630 и 3М47 "Гибка" (DCNS, http://bmpd.livejournal.com).

Авиакрыло: корабль предназначен для базирования до 16 вертолетов массой по 12 тонн каждый / 32 легких вертолета. В ВМФ России планируется базирование 8 ударных вертолетов (прошли испытания в начале сентября 2011 г. на кораблях Северного флота ВМФ) и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29.

В варианте для ВМС Франции корабль несет до 16 вертолетов - стандартный состав авиагруппы 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов "Тигр".

Оборудование :

"Мистраль"
"Мистраль" ВМФ России
БИУС "Зенит-9" / Senit-9 "Зенит-9" / Senit-9
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей РЛС обнаружения целей MRR3D-NG аналогично?
Навигационные РЛС 2 х навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 аналогично?
Навигационная инерциальная система
Электронное противодействие
ГАК / ГАС
Средства наблюдения Инфракрасная оптронная поисково-прицельная система сверхдальнего действия Vampir NG производства Sagem (контракт на оснащение первых двух кораблей подписан к 28.09.2012 г., ).
Система обеспечивает пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от ПКР с настильной траекторией до быстроходных кораблей. Система имеет два режима работы:
- "океанский" режим для дальнего наблюдения в открытом море,
- "прибрежный" режим для прибрежных акваторий.
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Система спутниковой связи Syracuse Система спутниковой связи Syracuse ?
Обще-эксплуатационная система управления


Стоимость корабля на 2010 г. около 900 млн евро.

Статус : Россия


Корабль-вертолетоносец Mistral L9013 после спуска на воду, г.Брест, 06.10.2004 г. (фото из архива Rama, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014, 24.07.2007 г. (автор фото - Beotien Lambda, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014 (http://www.venik4.com).


Вертолетоносец Mistral L9013 по время визита в Санкт-Петербург в ноябре 2009 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitaly.livejournal.com).


- 2011 г. 17 июня - между "Рособоронэкспортом" и корпорацией DCNS (Франция) подписан контракт на поставку первых двух вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 1.2 млрд евро, в т.ч. 980 миллионов евро непосредственно стоимость кораблей.

2011 г. 02 декабря - между ОСК и "Балтийским заводом" подписан контракт на изготовление плавучих частей корпусов двух (2) вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 2.5 млрд руб.

2011 г. 09 декабря - появилась информация о начале работ по изменению технической документации на проект "Мистраль" под требования ВМФ России. Речь идет об изменении высоты части ангара для обеспечения базирования вертолетов Ка-29 и обеспечение подогрева летной палубы.

2011 г. 22 декабря - министр обороны России А.Сердюков заявил СМИ, что вторая пара вертолетоносцев "Мистраль" вероятно будет строиться на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск).

2012 г. 1 февраля - на верфи в Сен-Назере заложен первый вертолетоносец "Мистраль" для ВМФ России. Одновременно Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что первые два корабля этого типа будет носить названия "Севастополь" и "Владивосток".

2012 г. 20 апреля - в СМИ появилась информация о том, что в августе 2012 г. на "Балтийском заводе" планируется начать резку металла для секций корпусов первого корабля серии. Закладка первой секции планируется на 1 октября 2012 г. Начало резки металла для второго корабля серии планируется на май 2013 г. Речь идет о секциях корпусов, которые будут производиться на "Балтийском заводе" для первых двух кораблей французской сборки.

2012 г. 1 октября - на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербруге официально начато строительство российской части секций головного ДВКД "Владивосток" для ВМФ России.


- 2013 г. 24 января - в СМИ появились критические заметки по решению предыдущего руководства Министерства обороны о покупке вертолетоносцев "Мистраль". СМИ сообщают, что решение о строительстве или отказе от строительства третьего и четвертого вертолетоносца для ВМФ России будет приниматься в 2016 г.

2013 г. 01 февраля - согласн СМИ в обстановке повышенной секретности состоялась официальная закладка первого корабля BPC Russe в Сен-Назере (Франция) - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, была помещена первая носовая секция ( , ).

2013 г. 05 февраля - вице-премьер Правительства России Д.О.Рогозин заявил журналистам, что в России не производится топлива для вертолетоносцев "Мистраль". Позже, он же заявил, что фактически он имел ввиду что-то иное. В то же время, в ноябре 2009 года, когда вертолетоносец заходил в Санкт-Петербург, ООО «Балтийская Бункерная Компания» производила бункеровку этого судна, поставив на него 450 тонн дизельного топлива (MGO 0,1). Так же ИАА «ПортНьюс» сообщает, что опрошенные ИАА «ПортНьюс» представители физических поставщиков бункерного топлива в России с утверждением об отсутствии необходимого топлива не согласились. Корабли типа Mistral ходят на дизельном топливе и мазуте марки IFO-180, - подтвердили ИАА «ПортНьюс» в одной из крупнейших бункеровочных компаний Северо-Запада России, - так называемая «натовская» спецификация морских топлив ничем не отличается от стандартов ISO, а также ГОСТов и ТУ, по которым производится судовое топливо в России. Что же касается типа двигателей, то большой процент судов в мире ходит на аналогичных двигателях. Поэтому любая бункеровочная компания может физически поставить топливо на такое судно в России, уверены собеседники агентства ().


http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, июнь 2013 г. (фото - Vincent Grоizеlеаu, опубликовано 20.06.2013 г., http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


- 2013 г. 19 июня - во Франции начато строительство второго ДВКД типа "Мистраль" для ВМФ России ().

2013 г. 26 июня - "Балтийский завод" планирует произвести спуск на воду кормовой части ДКВД типа "Мистраль", строительство которой ведется на заводе. Ранее в некоторых СМИ появилась информация о переносе строительства секций кораблей для ВМФ России во Францию в связи с якобы срывом сроков строительства (). Спуск кормовой части ДВКД по плану состоялся 26.06.2013 г. Спуск на воду головного корабля планируется 15.10.2013 г. Кормовая часть должна прибыть на верфь во Францию 25 июля 2013 г. ().


http://www.fontanka.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (фото - Игорь Руссак, http://ria.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (http://www.fontanka.ru).


Кормовая часть головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", начало июля 2013 г. (фото - http://pfc-joker.livejournal.com).


- 2013 г. 07 июля - построенная на "Балтийском завода" кормовая часть ДВКД "Владивосток" 6 июля отправлена во Францию для сборки корабля. В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5 тыс. метров ().

2013 г. 23 июля - кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла к мечту назначения в г.Сен-Назер (Франция).


Кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла в г.Сен-Назер, Франция, 23.07.2013 г. (фото - DCNS via http://ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 23 июля 2013 г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1843349).


Начало стыковки корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Стыковка корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 10.08.2013 г. (фото - Christophe Dedieu, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 08.09.2013 г. г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/ via http://prokhor-tebin.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Frank Perry, AFP, http://www.lexpress.fr).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - brunoh, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 02.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


- 2014 г. 31 января - в СМИ заявлено , что ОСК потребуется около 1 года для интеграции отечественных систем на ДВКД "Владивосток". ИНтеграция систем вооружения и БРЭО будет осуществляться в Кронштадте.

Реестр вертолетоносцев Mistral (26.06.2013 г.):

№пп Наименование зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй Статус
01
Mistral L9013
DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть)
10.07.2003
06.10.2004 февраль 2006 г.

02 Tonnerre L9014
26.08.2004 26.07.2005 декабрь 2006 г. ВМС Франции, порт приписки Тулон
03 Dixmude L9015 DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 18.04.2009 10.12.2010 ожидалось в мае 2012 г.

03.01.2012 г.

передан ВМС Франции на три месяца раньше срока, порт приписки Тулон
04 Gamal Abdel Nasser

Бывший №1 для ВМФ России

"Владивосток" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2011 г. планируется

01.02.2012 г. (строительство секций)

01.02.2013 г. (официальная закладка, сборка)

план - 15.10.2013 г. (26.06.2013 г.)

15.10.2013 г. (факт)

планируется 2014 г. (2012 г.)

план 01.11.2014 г. (04.10.2013 г.)

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

05
Anwar al-Sadat

Бывший №2 для ВМФ России

"Севастополь" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2012 г. планируется (по состоянию на 2011 г.)

19.06.2013 г. (начато строительство)

план - 04.07.2013 г. (официальная закладка, 26.06.2013 г.)

план - октябрь 2014 г. (июнь 2013 г.) планируется 2015 г. (2012 г.)
заказан, порт приписки Владивосток, ТОФ

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

06 №3 для ВМФ России
возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод".

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

-
- - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
07 №4 для ВМФ России возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод"

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

- - - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :

"Балтийский завод" начал резку для корпуса первого "Мистраля". Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Французы меняют тех.документацию на "наши" "Мистрали". http://navy-rus.livejournal.com , 08.12.2011 г.
BPC Russe. http://bmpd.livejournal.com/292022.html , 2012 г.
Lenta.Ru. 2010-2012 г.г.

Военно-морской флот России реально в сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил почти за четверть века.

15 октября на крупнейшем французском судостроительном предприятии STX France в Сен-Назере состоялась церемония официального спуска на воду (фактически всплытия в сухом строительном доке) построенного для ВМФ России десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Владивосток». Тем самым в рекордные по сравнению со стандартами и практикой отечественного судостроения сроки был пройден важнейший этап в реализации беспрецедентного контракта от 17 июня 2011 года на строительство для России двух кораблей типа .

Контракт на постройку для российского флота этих кораблей продолжает вызывать оживленные дискуссии и споры, что неудивительно. Начав осторожные разговоры о возможности импорта военной техники (это уже само по себе было сенсацией), Министерство обороны затем стремительно заключило весьма масштабный и политически резонансный контракт стоимостью 1,12 млрд. евро на два крупных боевых корабля иностранной постройки, причем в государстве – члене НАТО.

Последний раз большой боевой корабль заказывался для отечественного флота за границей в 1939 году, когда у Германии купили недостроенный тяжелый крейсер Lutzow. До этого в 1934-м был заказ в Италии лидера эсминцев «Ташкента». По стоимости, политической и военной значимости контракт на корабли типа «Мистраль» можно сравнить только с заказами на иностранных верфях боевых кораблей императорской Россией.

«Мистраль»: история проекта

Неожиданный интерес российского военного ведомства к иностранным универсальным десантным кораблям на тот момент тем более заинтриговал общественность, что до 2008 года Минобороны ничем не выдавало «экспедиционность» и потенциал проекции силы как один из приоритетов ВМФ. При этом переговоры по данному вопросу изначально велись с 2008-го именно с Францией и контролируемым французским государством судостроительным объединением DCNS. Так что, похоже, российские военные изначально ориентировались на закупку кораблей типа «Мистраль», а другие варианты всерьез не рассматривались.

В октябре 2010 года Минобороны России объявило формальный тендер на закупку универсальных десантных кораблей, победителем в котором предсказуемо стало DCNS. 17 июня 2011-го в Санкт-Петербурге состоялось подписание контракта между ФГУП (ныне ОАО) «Рособоронэкспорт» и французами на поставку двух кораблей типа Mistral. Таким образом, между первым публичным проявлением заинтересованности в покупке ДВКД и подписанием контракта прошло всего около трех лет – более чем скромный срок для подготовки сделки такого масштаба и сложности.

Стоимость контракта – 1,12 млрд. евро, при этом постройка собственно двух кораблей обойдется в 980 миллионов евро, а остальные затраты предполагают передачу технической документации и лицензий, обучение и т. д. Параметры соглашения предполагали приобретение Россией двух кораблей, которые строятся во Франции при головной роли DCNS верфью STX Marine France в Сен-Назере, и опцион еще на два корабля уже отечественного производства.

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года - после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона , смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв - чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы - целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski . Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома » по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность - очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее - за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия - документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет - обрел статус морской державы.