Завод, где делают Зенитно-ракетные комплексы «Тор». Чем хорош новый зенитно-ракетный комплекс Тор-М2У Зенитная установка обладает такими данными

Вячеслав КАРТАШОВ

Так, во всех конфликтах нападающей стороной делалась ставка на применение средств воздушного нападения: самолеты тактической авиации, крылатые ракеты и высокоточное оружие. Перед ними ставились задачи:

Подавления средств ПВО;

Уничтожения военных объектов: складов, арсеналов, пунктов управления, скоплений боевой техники и военнослужащих в местах рассредоточения;

Дезорганизации управления обороняющейся стороны и принуждения ее к выполнению требований нападающей стороны.

В свою очередь обороняющейся стороной делались попытки противостоять ударам с воздуха имеющимися средствами ПВО. Именно отсутствие у обороняющихся современных средств ПВО, способных поражать не только самолеты тактический авиации, но и в первую очередь крылатые ракеты и высокоточное оружие (ВТО), во всех случаях приводило к поражению обороняющейся стороны.

К таким средствам ПВО относятся ЗРК малой дальности, которые предназначены для непосредственного прикрытия войсковых соединений Сухопутных войск, объектов ВВС, ВМФ, важнейших государственных и военных объектов от средств воздушного нападения.

Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.

ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.

ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.

ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.

В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности. Остальные боевые характеристики всех трех комплексов аналогичны. К ним относятся прежде всего: способность одновременно поражать четыре воздушные цели; способность защищать протяженные объекты и точечные объекты, находящиеся на удалении 8-10 км от боевой позиции ЗРК; способность работать в «звене», объединяя зоны обнаружения и зоны поражения двух боевых единиц; высочайшая автоматизация процесса боевой работы и помехозащищенность; высокая скорострельность – 2,5 с; способность поражать малоразмерные, высокоскоростные и активно маневрирующие (с перегрузками до 30 единиц) цели, стратегические и тактические крылатые ракеты, противорадиолокационные и управляемые ракеты, противокорабельные ракеты, летящие на предельно малой (до 5 м) высоте и управляемые, в том числе самонаводящиеся, и планирующие авиационные бомбы, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты выполненные по технологии stealth.

Принципиальным отличием ЗРК «Тор-М2КМ» от двух других комплексов семейства является модульное исполнение его боевых и технических средств. Это обеспечивает их размещение на любых автомобильных шасси (самоходный вариант комплекса), полуприцепах или прицепах (перевозимый вариант комплекса) или других платформах, соответствующей грузоподъемности, а также в труднодоступных точках, на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений, на палубах малотоннажных кораблей и других объектах (стационарный вариант).

В автономном боевом модуле (АБМ) ЗРК «Тор-М2КМ» размещены радиолокационные и оптические средства, специальная аппаратура, ЗУР, основной и резервный источники питания, боевой расчет. Для АБМ разработан специальный корпус с унифицированными узлами крепления, обеспечивающий его установку и эксплуатацию на различных платформах и в стационарном варианте.

Максимальный вес АБМ в снаряженном состоянии не превышает 15 т, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске вертолета для доставки в различные труднодоступные места, на господствующие высоты, крыши зданий и сооружений.

АБМ снабжен собственной системой электропитания, обеспечивающей его автономную работу во всех климатических условиях при самом разном варианте размещения. АБМ имеет и резервный источник электропитания, который обеспечит работу АБМ в любом из вариантов размещения: от промышленной электросети или любой подвижной электростанции, вырабатывающей трехфазное напряжение 220В 50Гц, мощностью не ниже 80 кВт. Боевой расчет АБМ – 2 человека.

Конструкция средств ЗРК «Тор-М2КМ» обеспечивает их транспортировку всеми видами транспорта, а также перевозку на внешней подвеске вертолета Ми-26Т и его аналогов, имеющих грузоподъемность не менее 15 т. Способность к размещению АБМ на различных платформах заказчика значительно расширяет диапазон применения ЗРК семейства «Тор-М2», увеличивает объем решаемых боевых задач и многократно снижает затраты на его эксплуатацию.

Возможность транспортировки АБМ на внешней подвеске вертолета позволяет размещать ЗРК в самых труднодоступных местах (например, в горах на господствующих высотах, в городах на крышах зданий и сооружений и т.д.).

Только ЗРК «Тор-М2КМ» впервые позволяет полностью решить задачу противовоздушной обороны крупных городов (мегаполисов).

Размещение АБМ на палубе малотоннажных судов обеспечивает противовоздушную оборону самих судов, их группировок, военно-морских баз и крупных международных портов.

При размещении на различных платформах ЗРК «Тор-М2КМ» способен выполнять задачи противовоздушной обороны различных подразделений и соединений Сухопутных войск, ВВС, РВСН, ВМФ и защиты от воздушных ударов крупных мегаполисов, стратегических и важнейших военных, государственных объектов, промышленных центров.

Обороняемая площадь объекта одним АБМ ЗРК «Тор-М2КМ» составляет более 400 квадратных километров.

ЗРК «Тор-М2КМ» обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 144 целей, отображать информацию о 20 наиболее опасных целях, обеспечить одновременное поражение четырех из них.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает из числа предложенных машиной цель для уничтожения и нажимает кнопку «Пуск». ЗУР автоматически наводится на цель, и в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты. Боевое снаряжение ракеты весом 14 кг содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением боевой части ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели – не ниже 0,98.

Комплекс оснащен современной спутниковой навигационной системой, позволяющей с высокой точностью определять местоположение АБМ и его угловые параметры.

Два зенитных ракетных модуля, находящиеся в каждом из АБМ, обеспечивают транспортировку, хранение и пуск восьми ЗУР.

Транспортно-заряжающий модуль может быть установлен на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ.

Средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса размещены в унифицированных кузовах-контейнерах, обеспечивающих их установку на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы, предназначенные для перевозки 20-футовых морских контейнеров.

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод» вместе с разработчиками кораблей и заводами изготовителями проводят проработку возможности применения ЗРК семейства «Тор-М2» на боевых кораблях ВМФ России различного водоизмещения как на вновь создаваемых, так и на ремонтируемых взамен устаревших и снятых с производства морских ЗРК.

журналистам главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Олег Салюков, в прошедшем году Сухопутные войска (СВ) получили два бригадных комплекта зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М3» и «Бук-М2».

Кроме того, по его словам, в СВ поступило два дивизионных комплекта ЗРК «Тор-М2» и два «Тор-М2У».

Боевая машина 9А331М самоходного зенитного ракетного комплекса 9К331М «Тор-М2» (с) www.russianarms.ru

Генерал-полковник Олег Салюков также отметил, что СВ получили новейшие переносные зенитные ракетные комплексы «Верба», более 130 новых БМП-3 и БТР-82А и свыше двух десятков бронеавтомобилей «Тигр-М», оснащенных боевым модулем «Арбалет-ДМ».

Комментарий bmpd. Таким образом, согласно заявлению генерал-полковника О. Салюкова, в 2016 году Сухопутным войскам были поставлены первые два серийных дивизионных комплекта нового ЗРК 9К331М "Тор-М2", что знаменует начало серийного производства этой системы на АО "Ижевский электромеханический завод "Купол" Концерна ВКО "Алмаз-Антей" . Боекомплект боевой машины ЗРК "Тор-М2" составляют 16 новых зенитных управляемых ракет 9М338К.

Ранее летом о планировавшейся поставке в 2016 году двух первых дивизионных комплектов ЗРК "Тор-М2" заявлял начальник войск противовоздушной обороны Сухопутных войск генерал-лейтенант Александр Леонов.

Соединения, в которые были поставлены первые комплекты ЗРК "Тор-М2", пока что не назывались.

Одновременно в войска продолжались поставки ЗРК предшествующего поколения 9К331МУ «Тор-М2У» («Тор-М1-2У») с ЗУР 9М331. Как уже наш блог, два поставленных в 2016 году дивизионных комплекта ЗРК «Тор-М2У» производства ИЭМЗ "Купол" получили 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия Западного военного округа (Московская область) и 5-я отдельная гвардейская танковая бригада Восточного военного округа (Бурятия).

Ранее в 2012-2015 годах, по известным сведениям, Сухопутным войскам России было поставлено шесть дивизионных комплектов ЗРК «Тор-М2У» («Тор-М1-2У») - в состав 20-й отдельной мотострелковой бригады Южного военного округа (Волгоград, в 2012 году), 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии Западного военного округа (Московская область, в 2013 году), 59-й и 60-й отдельных мотострелковых бригад Восточного военного округа (Приморский край, в 2014 году), 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии Восточного военного округа (Курильские острова, в 2015 году) и в состав 726-го учебного центра противовоздушной обороны Сухопутных войск (Ейск) (в 2015 году).

Наш блог , что ИЭМЗ "Купол" заказал поставку у АО "Мытищинский машиностроительный завод" в течении 2017-2018 годов суммарно 48 гусеничных шасси ГМ-5955.15-01 для боевых машин 9А331М - то есть для изготовления четырех дивизионных комплектов 9К331М "Тор-М2".


Боевая машина 9А331М самоходного зенитного ракетного комплекса 9К331М «Тор-М2» осуществляет пуск ЗУР 9М338К (с) www.russianarm

«Тор», по классификации NATO и Минобороны США – SA-15 Gauntlet, по индексу ГРАУ — 9К330 – это тактический ЗРК, являющийся всепогодным. Главная задача состоит в участии противоракетной и противовоздушной обороны на уровне дивизионного звена.

Функционал его заключается в защите военных, административных и экономических объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от поражения крылатыми и противорадиолокационными ракетами, планирующими авиационными бомбами, дистанционно управляемыми летательными пилотируемыми аппаратами, вертолетами и самолетами, включая «стелсы». Способен функционировать в автоматическом и ручном режимах. Самостоятельно осуществляет мониторинг воздушного пространства и обезвреживание воздушных целей, не идентифицированных системой «свой-чужой».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Работы над созданием комплекса стартовали в 1972 году в научно-исследовательском электромеханическом институте при возникновении научно-исследовательской работы «Тор». Через три года было получено тактико-техническое задание, а еще через год состоялась защита эскизно-технического проекта. На вооружение «Тор» был принят весной 1986 года.

4. Конструкция

В большинстве случаев комплекс действует в режиме отдельной работы каждой батареи, но при этом существует и режим централизованного управления командира зенитного ракетного комплекса либо начальником противовоздушной обороны. Возможность обезвреживания вертолета – 50-88%, самолета – 30-77%, беспилотного летательного аппарата – 85-95%. Дает защиту от объектов, движущихся на расстоянии от 500 до 12000 м, со скоростью до 700 м/с и на высотах от 10 до 6000 км. В боевое положение из походного переходит за время до 180 секунд. Реагирование комплекса происходит за 8-12 секунд.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗРК
  • Боевая масса, кг: 32000
  • Экипаж, чел.: 3 (9А331); 4 (9А330).

5.2 Размеры

  • База, см: 505,5
  • Клиренс, см: 45.

5.3 Вооружение

  • Дальность стрельбы, м: 1000-12000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М330.

5.4 Подвижность

  • Мощность двигателя, л. с.: 840
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: не свыше 0,8
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

6. Состав

  • Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
  • Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
  • Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
  • Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
  • ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.

7. Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  • 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  • На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  • «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  • «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  • «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  • «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  • ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  • «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  • «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

Работы по созданию зенитного ракетного комплекса "Тор" (9К330) были начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 04.02.1975 в кооперации, которая сложилась при разработке зенитного ракетного комплекса "Оса". Работы были закончены в 1983 году. Как и при разработке комплексов "Оса" и "Оса-М", параллельно с разработкой комплекса для Сухопутных войск развернули работы по корабельному комплексу "Кинжал", частично унифицированному с ним.

За полтора десятилетия, которые прошли от начала разработки ЗРК "Оса", изменились не только задачи, стоящие перед войсковыми зенитными ракетными комплексами, но и возможности их решения.

Кроме решения традиционной задачи по борьбе с пилотируемой авиацией, войсковые зенитные ракетные комплексы должны были обеспечить уничтожение авиационных средств поражения – планирующих авиабомб типа "Уоллай", ракет класса "воздух-земля", крылатых ракет типа ALCM и ASALM, ДПЛА (дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов) типа BGM-34. Для эффективного решения данных задач требовалась автоматизация всего процесса боевой работы, использования более совершенных РЛС.

Изменившиеся воззрения на характер вероятных боевых действий стали причиной того что требования по возможности преодоления войсковыми ЗРК водных преград вплавь были сняты, однако была определена потребность в обеспечении для всех составляющих данных зенитных ракетных комплексов одинаковой скорости и степени проходимости с БМП и танками прикрываемых частей. Учитывая данные требования и необходимость увеличения боекомплекта зенитных управляемых ракет, осуществлялся переход дивизионного комплекса с колесного шасси на более тяжелое гусеничное.

Схема вертикального запуска ракет отработанная при разработке ЗРС С-300 позволила реализовать аналогичное тех. решение в зенитном ракетном комплексе "Тор", вертикально разместив 8 управляемых ракет по оси башни БМ, защитив их от поражения осколками бомб и снарядов, а также неблагоприятных погодных воздействий.

Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса "Тор" определили НИЭМИ МРП (ранее НИИ-20 ГКРЭ). Ефремов В.П. был назначен главным конструктором комплекса в целом, а Дризе И.М. – боевой машины 9А330 данного комплекса. Разработкой зенитной управляемой ракеты 9М330 для "Тор" занималось МКБ "Факел" МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ). Руководил данной работой Грушин П.Д. К разработке ЗУР и боевых машин, средств тех. обеспечения и обслуживания привлекались и другие организации промышленности.

В состав боевой машины 9А330 входили:
- станция обнаружения целей (СОЦ) с системами стабилизации основания антенны и опознавания государственной принадлежности;
- станция наведения (СН), с каналом координатора захвата зенитной управляемой ракеты, двумя ракетными каналами и одним целевым каналом;
- специальная ЭВМ;
- пусковое устройство, которое обеспечивает вертикальный поочередный старт 8 управляемых ракет, размещенных на боевой машине, и аппаратура различных систем (стартовой автоматики, топопривязки и навигации, документирования процесса боевой работы, функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания в которой использован газотурбинный электрогенератор).

Все указанные тех. средства размещались на самоходном гусеничном шасси имеющем высокую проходимость. Шасси было разработано Минским тракторным заводом ГМ-355, и было унифицированным с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска". Вес боевой машины, включая восемь управляемых ракет и боевой расчет из 4 человек, составлял 32 тонны.

Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве

Станция обнаружения целей (СОЦ) – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора сантиметрового диапазона, имеющая по углу места частотное управление лучом. Парциал (луч) шириной 1,5 градуса по азимуту и 4 градуса по углу места мог занимать в угломестной плоскости восемь положений, перекрывая таким образом сектор в 32 градуса. По углу места мог производиться одновременный обзор в трех парциалах. Для установки очередности обзора по парциалам служила специальная программа ЭВМ. Основным режимом работы предусматривался темп обзора зоны обнаружения в течение 3 секунд, причем нижнюю часть зоны просматривали два раза. При необходимости мог обеспечиваться обзор пространства в трех парциалах со скоростью 1 секунда. Отметки с координатами 24-х обнаруженных целей были завязаны в трассы (до 10 трасс одновременно). На индикатор командира выводились цели в виде точек с векторами, характеризующими направление и величину скорости ее движения. Около них отображались формуляры, которые содержали номер трассы, номер по степени опасности (определялась минимальным временем вхождения в зону поражения), № парциала, в котором находится цель, а также признак производимой в данный момент операции (поиск, сопровождение и так далее). Во время работы в сильных пассивных помехах для СОЦ предусматривалась возможность бланкирования сигналов из направления забитого помехами и участка расстояния до целей. При необходимости существовала возможность введения в ЭВМ координаты цели находящейся в секторе бланкирования для выработки целеуказания за счет ручной накладки маркера на цель прикрытую помехами и ручного "скалывания" отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения по азимуту была не хуже 1,5-2 градуса, по углу места – 4 градуса и 200 м – по дальности. Максимальная ошибка определения координат цели составляла не более половины величин разрешающей способности.

Станция обнаружения целей при коэффициенте шума приемника 2-3 и мощности передатчика 1,5 кВт обеспечивала обнаружение летящих на высотах 30-6000 метров самолетов F-15, на дальностях до 27 км с вероятностью минимум 0,8. Беспилотные средства воздушного нападения на дальностях 9000-15000 м обнаруживались с вероятностью 0,7. Вертолет с вращавшимся винтом, находящийся на земле, обнаруживался на дальности 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7, зависавший в воздухе на дальности 13-20 километров с вероятностью от 0,6 до 0,8, а осуществлявший подскок на высоту 20 метров с земли на дальности в 12 тыс. м с вероятностью минимум 0,6.

Коэффициент подавления сигналов отраженных от местных предметов в аналоговых каналах приемной системы СОЦ 40 дБ, в цифровом канале – 44 дБ.

Защиту от противорадиолокационных ракет обеспечивало их обнаружение и поражение собственными зенитными управляемыми ракетами.

Станция наведения - когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с малоэлементной ФАР (фазированная антенная решетка), формировавшей по углу места и по азимуту луч шириной 1 градус и обеспечивавшей электронное сканирование в соответствующих плоскостях. Станцией обеспечивался поиск цели по азимуту в секторе 3 градуса и по углу места 7 градусов, автосопровождение по трем координатам одной цели моноимпульсным методом, запуск одной или двух зенитных управляемых ракет (с интервалом 4 секунды) и их наведение.

Передача на борт управляемой ракеты команд осуществлялась за счет единого передатчика станции через фазированную антенную решетку. Этой же антенной за счет электронного сканирования луча обеспечивалось одновременное измерение координат цели и 2 управляемых ракет наводимых на нее. Частота обращения луча к объектами – 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения по углу места и по азимуту не хуже - 1 градус, по дальности - 100 метров. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя по углу места и по азимуту составляли не более 0,3 д. у., по дальности – 7 м и по скорости – 30 м/с. Среднеквадратические ошибки сопровождения управляемых ракет по углу места и по азимуту были того же порядка, по дальности – од 2,5 метров.

Станция наведения при чувствительности приемника 4 x 10-13 Вт и средней мощности передатчика 0,6 кВт обеспечивала дальность перехода на автоматическое сопровождение истребителя, равную 20 километров с вероятностью 0,8 и 23 километрам с вероятностью 0,5.

Ракеты в ПУ боевой машины находились без транспортных контейнеров и запускались при помощи пороховых катапульт вертикально. Конструктивно антенное и пусковое устройства боевой машины объединялись в антенно-пусковое устройство, которое вращалось относительно вертикальной оси.

Твердотопливная зенитная управляемая ракета 9М330 выполнялась по схеме "утка" и оснащалась устройством, которое обеспечивало газодинамическое склонение. В ЗУР применялись складные крылья, раскрывающиеся и фиксирующиеся в полетные положения после запуска ракеты. В транспортном положении правые и левые консоли были сложены навстречу друг другу. 9М330 оборудовалась активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом с приводами рулей, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительно-исполнительным механизмом, имела систему электропитания, систему газодинамических рулей на стартовом участке и газопитания рулевых приводов на маршевом участке полета. На внешней поверхности ракетного корпуса размещались антенны радиоблока и радиовзрывателя, а также монтировалось пороховое катапультирующее устройство. В боевую машину ракеты загружались при помощи транспортно-заряжающей машины ЗРК.

Ракета при старте выбрасывалась со скоростью 25 м/с катапультой вертикально. Склонение управляемой ракеты на заданный угол, направление и величина которого вводилась со станции наведения в автопилот перед стартом, осуществлялось до пуска ракетного двигателя в результате истечения продуктов сгорания спец. газогенератора через 4 двухсопловых блока газораспределителя, смонтированного у основания аэродинамического руля. В зависимости от углов поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам направленным противоположно. Объединение газораспределителя и аэродинамического руля в единый блок дало возможность исключить использование спец. привода для системы склонения. Газодинамическим устройством ракета заклоняется в нужном направлении, а потом приостанавливает ее поворот перед включением твердотопливного двигателя.

Запуск двигателя управляемой ракеты осуществлялся на высоте от 16 до 21 метра (или по истечении заданной задержки в одну секунду от старта, или по достижении 50 градусов угла отклонения ракеты от вертикали). Таким образом, весь импульс твердотопливного ракетного двигателя расходуется на придание ЗРУ скорости в направлении цели. Набор скорости ракеты начинался после запуска. На дальности 1500 м скорость составляла 700-800 метров в секунду. С дальности 250 метров начинался процесс командного наведения. В связи с широким разбросом параметров движения целей (по высоте – 10-6000 м и по скорости – 0-700 м/с) и линейных размеров (от 3 до 30 метров) для оптимального накрытия осколками боевой части высоколетящих целей на борт управляемой ракеты со станции наведения выдавались параметры задержки срабатывания радиовзрывателя, которые зависят от скорости сближения ракеты и цели. На малых высотах обеспечивалась селекция подстилающей поверхности, а также срабатывание радиоврывателя исключительно от цели.


Стартовый вес зенитной управляемой ракеты 9М330 – 165 кг (включая массу боевой части – 14,8 кг), диаметр корпуса -235 мм, длина ракеты - 2898 мм, размах крыла - 650 мм.

Разработка комплекса несколько задержалась в связи с трудностями в разработке гусеничного шасси. Совместные испытания зенитного ракетного комплекса "Тор" проходили на Эмбенском полигоне (руководитель Унучко В.Р.) в период с декабря 1983 по декабрь 1984 года под руководством комиссии, возглавляемой Асадулиным Р.С. ЗРК приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.03.1986.

Комплекс "Кинжал" частично унифицированный с комплексом "Тор" поступил на вооружение спустя еще 3 года. К этому времени на протяжении почти десяти лет в море корабли, для которых был предназначен данный комплекс, выходили практически безоружными.

Серийное производство БМ 9А330 организовали на Ижевском электромеханическом заводе МРП, зенитной управляемой ракеты 9М330 - на Кировском машзаводе им. XX съезда партии МАП, гусеничных шасси – на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплексом обеспечивалось поражение цели, летящей на высотах 0,01-6 км, со скоростью 300 метров в секунду, в диапазоне дальностей 1,5..12 километров при параметре до 6000 м. Максимальная дальность поражения при скорости цели 700 м/с уменьшалась до 5000 м, диапазон высот поражения сужался 0,05-4 км, а параметр до 4000 м. Эффективность поражения самолетов одной зенитной управляемой ракетой составляла 0,3-0,77, вертолетов - 0,5-0,88, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Время перевода из походного в боеготовое положение – 3 минуты, реакции комплекса составляло от 8 до 12 с, заряжания боевой машины при помощи транспортно-заряжающей машины – до 18 минут.

Организационно зенитные ракетные комплексы "Тор" сводили в зенитные ракетные полки дивизий. В состав полков входили командный пункт полка, четыре зенитных ракетных батарей (состоящих из 4 боевых машины 9А330, батарейного командирского пункта), подразделений обслуживания и обеспечения.

Батарейным командирским пунктом временно служили пункты управления ПУ-12М, в качестве командного пункта полка – ПУ-12М или машина боевого управления МП22 и машина сбора и обработки информации МП25 разработанные в составе средств АСУВ (автоматизированная система управления войсками) фронта и также входившие в комплект средств автоматизированного ПУ начальника противовоздушной обороны дивизии. С командным аунктом полка сопрягалась радиолокационная станция обнаружения П-19 или 9С18 ("Купол") входящая в состав радиолокационной роты полка.

Основной вид боевой работы зенитного ракетного комплекса "Тор" – автономная работа батарей, однако не исключалось централизованное или смешанное управление данными батареями командиром зенитно-ракетного полка и начальником ПВО дивизии.

Одновременно с принятием зенитного ракетного комплекса "Тор" на вооружение начались работы по модернизации ЗРК.


Доработкой существовавших и разработкой новых средств зенитного ракетного комплекса, получившего инд. "Тор-М1" (9К331) занимались:
- Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома (ведущее предприятие научно-производственного объединения "Антей") - головной по зенитному ракетному комплексу "Тор-М1" в целом (Ефремов В.П. – главный конструктор) и боевой машине 9А331 (мод. 9А330) – зам. главного конструктора комплекса и главный конструктор БМ 9А331 – Дризе И.М.;
- ПО "Ижевский электромеханический завод" Минрадиопрома - по конструктивной доработке БМ;
- Кировское машиностроительное ПО им. XX съезда партии Минавиапрома – по проектированию четырехракетного модуля 9М334, используемого в БМ 9А331 (Жарый О.Н. – главный конструктор модуля);
- НИИ средств автоматизации Минрадиопрома (ведущие предприятие научно-производственного объединения "Агат") - по разработке в рамках отдельной опытно-конструкторской работы унифицированного батарейного КП "Ранжир" 9С737 (Шершнев А.В. – главный конструктор), а также МКБ "Факел" Минавиапрома и другие организации.

В результате модернизации в зенитный ракетный комплекс ввели второй целевой канал, в зенитной управляемой ракете использована боевая часть из материала, имеющего повышенные поражающие характеристики, реализовано модульное сопряжение зенитной управляемой ракеты с БМ, увеличение вероятности и зоны поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение БМ с унифицированным батарейным КП "Ранжир" для обеспечения управления входящими в состав батареи боевыми машинами.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса "Тор-М1":
- боевая машина 9А331;
- батарейный командирский пункт 9С737;
- ракетный модуль 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М331 (в боевой машине два модуля).

В состав средств тех. обеспечения и обслуживания данного зенитного ракетного комплекса входили средства, используемые в ЗРК "Тор", с доработкой транспортной машины 9Т245 и транспортно-заряжающей машины 9Т231 в связи с применением в комплексе "Тор-М1" ракетного модуля 9М334.

Боевая машина 9А331 по сравнению с 9А330 имела следующие отличия:
- использовалась новая двухпроцессорная вычислительная система, имеющая повышенную производительность, реализующая защиту от ложных трасс, двухканальную работу, расширенный функциональный контроль;
- в станцию обнаружения целей ввели: трехканальную цифровую систему обработки сигналов, обеспечивающую улучшенное подавление пассивных помех без дополнительного анализа помеховой обстановки; во входных устройствах приемника избирательный фильтр, переключаемый автоматически, обеспечивавший более эффективные помехозащищенность и электромагнитную совместимость станции за счет частотной селекции парциала; усилитель для повышения чувствительности заменен во входных устройствах приемника; введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей при работе станции в каждый парциал; изменен порядок обзора, что уменьшало время завязки трасс целей; ввели алгоритм защиты от ложных отметок;
- в станцию наведения ввели новый тип зондирующего сигнала, который обеспечивает обнаружение и автоматическое сопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптический визир введен автомат сопровождения по углу места (повышает точность ее сопровождения), ввели улучшенный индикатор командира, ввели аппаратуру сопряжения с унифицированным батарейным КП "Ранжир" (аппаратура передачи данных и радиостанции).

Впервые в практике создания зенитного ракетного комплекса вместо пусковой установки использован четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для управляемых ракет 9М331 (9М330) с корпусом который изготавливался из алюминиевых сплавов. Транспортно-пусковой контейнер в совокупности с данными управляемыми ракетами составил ракетный модуль 9М334.

Вес модуля с 4 управляемыми ракетами с катапультами и транспортно-пусковыми контейнерами составлял 936 кг. Корпус транспортно-пускового контейнера разделялся на четыре полости диафрагмами. Под передней крышкой (снималась перед загрузкой в БМ) размещалось четыре пенопластовых защитных крышки, герметизировавших каждую полость транспортно-пускового контейнера и разрушавшихся ходом ракеты во время ее старта. В нижней части корпуса устанавливались механизмы электроразъемов служащих для соединения электроцепей ТПК и ЗУР. Транспортно-пусковой контейнер с электроцепями боевой машины соединялся через бортовые электрические разъемы, расположенные с каждой стороны контейнера. Рядом с крышками данных разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров управляемых ракет при их установке на БМ. Ракетные модули для хранения и транспортировки собирались в пакеты при помощи балок – в пакете до шести модулей.

Транспортная машина 9Т244 могла перевозить два пакета состоящих из четырех модулей, ТЗМ – два пакета состоящая из двух модулей.

Зенитная управляемая ракета 9М331 была полностью унифицирована с ракетами 9М330 (кроме материала поражающих элементов боевой части) и могла использоваться в зенитных ракетных комплексах "Тор", "Тор-М1", а также в корабельном комплексе "Кинжал".

Значительным отличием зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" от "Тор" было наличие унифицированного батарейного КП "Ранжир" в составе его боевых средств. В частности "Ранжир" предназначался для автоматизированного управления боевыми действиями зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" в составе ракетного полка, вооруженного данным комплексом. В состав зенитного ракетного полка входили пункт боевого управления (командный пункт), четыре зенитных ракетных батарей (в каждой по унифицированному батарейному КП и четыре боевых машины 9А331), подразделения обеспечения и обслуживания.

Основным предназначением унифицированного батарейного КП "Ранжир" применительно к зенитному комплексу "Тор-М1" являлось управление автономными боевыми действиями батарей (с постановкой, контролем выполнения боевым машинами боевых задач, целераспределением, выдачей целеуказаний). Централизованное управление осуществлялся через унифицированный батарейный командирский пункт батареями с командного пункта полка. Предполагалось, что на командном пункте полка будет использоваться командно-штабная машина МП22-Р и специальная машина МП25-Р, разработанные в составе автоматизированной системы управления войсками фронта. С командного пункта полка в свою очередь должен был сопрягаться вышестоящий КП – пункт управления начальника противовоздушной обороны дивизии, состоящий из указанных машин. С этим командным пунктом сопрягались радиолокационная станция обнаружения "Каста-2-2" или "Купол".

На индикаторе унифицированного батарейного КП 9С737 отображалось до 24 целей по информации от вышестоящего КП (командного пункта полка или пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии), а также до 16 целей по информации от БМ своей батареи. Также отображалось минимум 15 наземных объектов, с которыми КП вел обмен данными. Темп обмена составлял 1 секунда с вероятностью доведения донесений и команд не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного КП по одной цели в полуавтоматическом режиме составляло менее 5 секунд. На пункте обеспечивалась возможность работ с топографической картой и неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки.

Информация, которая принималась от БМ и других источников, выводилась на индикатор в масштабе 12-100 километров в виде точек и формуляров целей. В состав формуляров целей входили признак гос. принадлежности цели и ее номер. Также на экран индикатора выводилось положение реперной точки, вышестоящего командного пункта, радиолокационной станции и зоны поражения БМ.

Унифицированный батарейный КП осуществлял целераспределение между БМ, выдачу целеуказаний им и при необходимости команд запрета открытия огня. Время развертывания и подготовки батарейного командирского пункта к работе составляло менее 6 минут. Вся аппаратура (и источник питания) устанавливалась на шасси легкого гусеничного бронированного многоцелевого плавающего тягача МТ-ЛБу. Расчет командного пункта состоял из 4 человек.

Гос. испытания зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" проводились в марте-декабре 1989 года на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.). Зенитный ракетный комплекс приняли на вооружение в 1991 г.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом "Тор" вероятность поражения типовых целей с помощью одной управляемой ракеты была увеличена и составляла: при стрельбе по крылатым ракетам ALCM – 0,56-0,99 (в ЗРК «Тор» 0,45-0,95); по дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам типа BGM – 0,93-0,97 (0,86-0,95); по самолетам типа F-15 – 0,45-0,80 (0,26-0,75); по вертолетам типа "Хью Кобра" – 0,62-0,75 (0,50-0,98).

Зона поражения ракетного комплекса "Тор-М1" при одновременной стрельбе по двум целям оставалась практически такой же, как у ЗРК "Тор" при стрельбе по одной цели. Это обеспечивалось благодаря сокращению времени реакции "Тор-М1" при стрельбе с позиции до 7,4 секунд (с 8,7) и при стрельбе с коротких остановок до 9,7 секунд (с 10,7).

Время заряжания БМ 9А331 двумя ракетными модулями – 25 минут. Это превышало время раздельного заряжания БМ 9А330 боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет.

Серийное производство технических и боевых средств зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" организовали на предприятиях, производящих средства комплекса "Тор". Новые средства – унифицированный батарейный КП 9С737 и четырехместный ТПК для управляемых ракет 9А331 производились соответственно на Пензенском радиозаводе Минрадиопрома и в Производственном объединении "Кировский машиностроительный завод им. XX съезда партии" Минавиапрома.

Зенитные ракетные комплексы "Тор" и "Тор-М1", не имеющие в мире аналогов и способные поражать воздушные объекты высокоточного , множество раз демонстрировали свои высокие боевые возможности на войсковых учениях, учебно-боевых стрельбах и выставках современного оружия в различных странах. На мировом рынке вооружений данные комплексы обладали отличной конкурентоспособностью.

Комплексы и сегодня продолжают совершенствоваться. Например, проводятся работы по замене гусеничных шасси ГМ-355 на шасси ГМ-5955, разработанное в подмосковных Мытищах.

Также проводятся работы по вариантам ЗРК с размещением элементов на колесной базе – в самоходном варианте "Тор-М1ТА" с размещением на автомобиле "Урал-5323" аппаратной кабины, а на прицепе ЧМЗАП8335 – антенно-пускового поста, и в буксируемом варианте "Тор-М1Б" (с размещением на двух прицепах). Благодаря отказу от проходимости по бездорожью и увеличению времени свертывания/ развертывания до 8-15 минут достигается уменьшение стоимости комплекса. Кроме того ведутся работы по стационарному варианту ЗРК – комплексу "Тор-М1ТС".

Основные характеристики зенитного ракетного комплекса типа "Тор":
Наименование – "Тор"/"Top-M1"
1. Зона поражения:
- по дальности – от 1,5 до 12 км;
- по высоте – от 0,01 до 6 км;
- по параметру – 6 км;
2. Вероятность поражения истребителя с использованием одной управляемой ракетой – 0,26..0,75/0,45..0,8;
3. Максимальная скорость поражаемых целей – 700 м/с;
4. Время реакции
- с позиции – 8,7 с/7,4 с;
- с короткой остановки – 10,7 с/9,7 с;
5. Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 700..800 м/с;
6. Масса ракеты – 165 кг;
7. Масса боевой части – 14,5 кг;
8. Время развертывания (свертывания) – 3 минут;
9. Число целевых каналов – 1/2;
10. Число управляемых ракет на боевой машине – 8;
11. Год принятия на вооружение – 1986/1991.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» во вторник, 22 сентября, рассказал о проведении успешных испытаний зенитно-ракетного комплекса малой дальности действия «Тор-М2У» при стрельбе в движении. Испытательные стрельбы с гусеничной машины 9А331МУ из состава ЗРК «Тор-М2У» проводились в Астраханской области. Сообщается, что машины комплекса двигались со скоростью 25 км/ч по степной проселочной дороге. Не останавливаясь, ЗРК «Тор-М2У» смог обнаружить ракету-мишень «Саман», взял ее на автосопровождение, после чего сбил ракету-мишень на удалении более 8 км.

Проведенные в Астраханской области испытания доказали возможность стрельбы с комплекса, находящегося в движении. В итоге это должно дать ЗРК очень важное с точки зрения тактики преимущество, которое в итоге позволит ЗРК «Тор-М2У», сопровождающим военные колонны, отражать воздушные налеты противника в движении. До недавнего времени прикрытие находящихся на марше войск данным комплексом было возможным лишь с короткой остановки, об этом журналистам рассказал Павел Созинов, занимающий пост генерального конструктора концерна.

ЗРК «Тор» (по натовской кодификации SA-15 Gauntlet «Латная рукавица») - это советский и российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, основное предназначение которого - решение задач противовоздушной и противоракетной обороны войск и объектов на уровне дивизионного звена. Комплексы ПВО «Тор» в различных модификациях находятся на вооружении зенитных подразделений ПВО Сухопутных войск с середины 1980-х годов. При этом за минувшие 30 лет данные комплексы неоднократно подвергались модификациям. Комплексы «Тор-М2У» предназначены для организации противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в районах их сосредоточения, во время ведения боевых действий и на марше, защиты узлов связи и командных пунктов, мостов, аэродромов, радиотехнических средств и т.д. от самолетов, вертолетов, радиоуправляемых ракет, корректируемых и планирующих авиационных бомб, БЛА и других элементов современного высокоточного .

Чтобы ЗРК «Тор» не отставали от прикрываемых ими подразделений сухопутных войск, они изначально монтировались на гусеничное шасси, что обеспечивало ЗРК возможность следовать за прикрываемыми частями практически по любому бездорожью. Но вот стрелять на ходу до недавнего времени российские «Торы» не могли. Если существовала опасность воздушного удара противника по колонне войск, совершающей марш, то ЗРК должны были остановиться и ждать, чтобы без проблем провести ракетные стрельбы по обнаруженным целям. В это время сопровождаемая ими колонна могла отойти достаточно далеко, а эффективность ее прикрытия при этом снижалась.

«Научить» ЗРК вести стрельбу в движении оказалось делом далеко не самым простым. Во всяком случае, ни один современный зенитно-ракетный комплекс в мире этого делать не умеет. Поэтому конструкторы концерна «Алмаз-Антей» смогли разрешить, казалось бы, нерешаемую ранее задачу. Благодаря их усилиям «Тор-М2У» в состоянии, не останавливаясь, прикрывать армейские части и подразделения на всем пути их следования к обозначенному местам развертывания и дислокации. При проведении испытаний на полигоне Капустин Яр были задействованы средства и силы самого полигона, а также учебного центра Ижевского электромеханического завода (ИЭМЗ) «Купол», где и изготавливаются сегодня ЗРК «Тор».

Ян Новиков, генеральный директор концерна «Алмаз-Антей», в состав которого входит ИЭМЗ «Купол», отметил, что в рамках проведенных испытаний удалось на практике подтвердить: возможность обнаружения и взятия цели на автоматическое сопровождение в движении; точность и качество сопровождения воздушных целей в движении; безударность выхода зенитной ракеты из контейнера и целый ряд иных технических параметров. По словам генерального конструктора Павла Созинова, специалистам концерна удалось вывести комплекс «Тор» на качественно новый технический уровень своего развития.

Все комплексы ПВО семейства «Тор» используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая была разработана специалистами МКБ «Факел». Данная ЗУР специально создавалась для эффективного перехвата малоразмерных и активно маневрирующих в полете воздушных объектов. Помимо базового варианта размещения боевых средств зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2У» на гусеничном шасси, на рынке предлагаются и другие варианты размещения. В частности на авиасалонах МАКС неоднократно, начиная с 2007 года, демонстрировался вариант комплекса с размещением на колесном шасси повышенной проходимости, базой в этом случае выступало колесное шасси МЗКТ-6922. Использование данного шасси позволяет улучшить условия обитаемости расчета, а также повысить эксплуатационные характеристики комплекса на дорогах с твердым покрытием. Помимо этого, был представлен и вариант комплекса в модульном исполнении, который получил обозначение «Тор-М2КМ».

Разработанный концерном ПВО «Алмаз-Антей» комплекс «Тор-М2У» относится к комплексам противовоздушной обороны малой дальности нового поколения. Комплекс может использоваться для организации ПВО танковых и мотострелковых войск на марше, важных военных и государственных объектов от воздушного нападения противника в пределах своей зоны поражения, в любое время суток днем и ночью, а также в сложной помеховой и метеорологической обстановке. ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение российской армии в 2012 году. Комплекс в состоянии одновременно поражать 4 воздушных цели, находящихся на высоте до 10 километров, 4 зенитными ракетами.

ЗРК «Тор-М2У» в состоянии эффективно бороться на малой дальности со всеми существующими типами современных средств воздушного нападения, в том числе интенсивно маневрирующими, малоразмерными, низколетящими, а также выполненными с использованием технологии «стелс». Комплекс не имеет аналогов среди российских и иностранных ЗРК в данном классе. Высокая степень автоматизации работы позволяет комплексу обнаруживать и ранжировать по степени представляемой опасности 48 воздушных целей. По сравнению с предыдущей версией ЗРК «Тор-М1», количество управляемых ракет, одновременно обстреливающих воздушные цели, удалось увеличить с двух до четырех. Помимо этого более чем на четверть удалось поднять дальность обнаружения воздушных целей (с 25 км до 32 км), а также дальность их поражения (с 12 до 15 км).

Благодаря практически полной автоматизации этот современный ЗРК малой дальности очень эффективен. Боевому расчету комплекса остается только принять решение по уничтожению наиболее опасных объектов воздушного нападения, среди обнаруженных комплексом целей, которые по различным критериям отбираются самой боевой машиной. Такая возможность была реализована с помощью применения современной вычислительной системы. К одним из главных преимуществ комплекса перед иностранными аналогами относят также минимальное время реакции ЗРК, его развертывания, а также возможность уйти из-под возможной атаки со стороны противника. Благодаря достаточно высокой мобильности удается минимизировать риски, как для самого комплекса, так и для его экипажа. Помимо этого, ЗРК «Тор» довольно легко интегрируются в существующие сегодня системы противовоздушной обороны, сохраняя при этом возможность самостоятельного, полностью автономного применения данного зенитно-ракетного комплекса.

В настоящее время ЗРК «Тор» пользуются устойчивым спросом на международном рынке и находятся на вооружении многих армий на планете. В частности Греция, Китай, Египет, Венесуэла и Иран имеют на вооружении данные комплексы ПВО. А то, что комплекс получил возможность поражать воздушные цели, находясь в движении, в перспективе только добавить ему популярности на международной арене. Поставляются обновленные комплексы и в российскую армию. Так уже 23 сентября 2015 года появилась информация о том, что подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа, размещенные на островах Курильской гряды, заступили на боевое дежурство на новых ЗРК «Тор-М2У». Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на штаб Восточного военного округа. «В настоящее время дежурство по противовоздушной обороне организовано в составе двух батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2У». Всего в составе российских вооруженных сил находится более 120 комплексов «Тор».

Источники информации:
http://www.rg.ru/2015/09/23/raketi.html
http://army-news.ru/2014/08/tor
http://www.interfax.ru/russia/468606
http://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie_i_voennaya_tekhnika/tor_m2u_nauchili_otrazhat_avianalety_v_dvizhenii_ne_delaya_ostanovok
http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/novosti_vpk/oao_izhevskij_ehlektromekhanicheskij_zavod_kupol_primet_uchastie_v_mezhdunarodnoj_vystavke_kadex_2014/2-1-0-1396