Образец раздаточного материала к дипломной работе. Общие правила оформления презентаций для дипломных работ

Защита дипломного проекта будет в немалой степени зависеть от того, насколько красиво и грамотно вы преподнесете материал. В этом смысле презентация – это не просто работа со слайдами, но и доклад. При условии его грамотной разработки будет зависеть то, насколько внимательно вас будут слушать, а также итоговая оценка.

Итак, важно не только уметь выбрать необходимую информацию для презентации, но и качественное ее представление слушателям. И вот общие требования к оформлению презентаций, соблюдение которых поможет вам получить заветный диплом.

Основные правила оформления презентации: составляем речь

Для презентации своей дипломной работы студентам обычно дается 10 минут. Не стоит превышать этого лимита, если хотите до конца владеть вниманием слушателей.


Доклад должен содержать сжатые тезисы, отображающие главные этапы выполненной работы. Старайтесь соблюдать следующую последовательность действий:

  • приветствие;
  • название темы работы;
  • описание целей и задач работы;
  • степень разработанности и актуальности исследования;
  • описание хода работы;
  • выводы и итоги;
  • благодарность слушателям.

Перед выступлением доклад обязательно нужно отрепетировать дома. У каждого человека разный тембр и скорость речи. Чтобы вложиться в указанное время, нужно самостоятельно продиктовать работу с секундомером.

При проведении презентации старайтесь не использовать малоизвестных терминов и слишком умных фраз. Слушатели могут попросить растолковать их понятие, а это отнимает дополнительное время от общего времени презентации.

И еще совет: не пренебрегайте такой процедурой, как предзащита. Это ваша уникальная возможность отрепетировать свою речь, предварительно изучить место, где будет проводиться защита, а также справиться с предстоящим волнением.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Основные требования к оформлению презентации: технические моменты

PowerPoint – это прекрасный инструмент, призванный облегчить и без того сложный труд выпускников по подготовке презентации. С помощью этой программы вы легко можете выполнять следующие действия:

  1. Создавать слайды и манипулировать ими.
  2. Вставлять текст в слайды.
  3. Придать большую наглядность благодаря использованию иллюстраций.
  4. Для большей убедительности использовать графики, таблицы, формулы.
  5. Придать особый настрой благодаря богатому выбору фона.
  6. Манипулировать размерами, типами и цветом текста.

Однако со всем этим тоже не стоит перебарщивать. Чересчур яркий текст утомит слушателей. Не забывайте – преподаватели прослушивают в день по 10-15 презентаций. И если каждый студент будет делать упор на визуальную сторону защиты, уже после первого студента слушатели потеряют интерес ко всем остальным.

За несколько дней до предполагаемой защиты отрегулируйте автоматическую смену слайдов. Настроив время показа слайдов, вы сможете полностью положиться на технику и не зависеть от просьб коллег, которые должны менять изображения по каждому вашему взмаху указкой.

У каждой диаграммы, таблицы, графика должны быть свои названия и порядковые номера.

Особенности оформления раздаточного материала презентации

Если вы планируете использовать в презентации важную графическую информацию с массой данных, лучше заранее подготовить для слушателей раздаточный материал. Члены комиссии смогут поближе познакомиться с вашим исследованием, с данными таблиц, графиков, диаграмм, не перебивая вас во время выступления.


В идеале постарайтесь распечатать для членов комиссии всю презентацию полностью, чтобы преподаватели могли следить за вашей мыслью, не отвлекаясь на техническую сторону.

Даже если печатный вариант будет полностью дублировать информацию со слайдов, это поможет улучшить восприятие вашего доклада.

Не каждый обладает должным умением и навыками использования специальных программ по составлению презентаций. И если вам катастрофически не хватает времени на ее подготовку, лучшее обратитесь за помощью к опытным специалистам, которые в сжатые сроки помогут

Раздаточный материал готовится вместе с презентацией, после того, как дипломная работа выполнена целиком.

Что же он из себя представляет? Раздаточный материал - это материалы, которые необходимо представить на защите диплома аттестационной комиссии. Туда входят: рисунки, графики, чертежи, таблицы, плакаты, схемы.

Зачем он нужен? Чтобы аттестационной комиссии было наглядно понятно, что Вы раскрыли свою тему целиком, какие провели исследования, и какие получили результаты.

Общие правила оформления раздаточного материала к дипломной работе.

Для раздаточного материала подойдут листы формата А4 белого цвета. Чаще всего листы вставляются в папку с файликами, чтобы аттестационной комиссии было удобнее просматривать материал, а листки при этом не разлетались и не терялись.

Общий объем материала не должен привышать 10 страниц. Каждая таблица (рисунок, чертеж и т.д.) со значениями и объяснениями должны быть на отдельном листе c названием.

Большого количества текста в предложениях быть не должно, так как весь материал должен быть отображен в схемах и очень кратких комментариях к ним.

Экземпляр раздаточного материала раздается КАЖДОМУ члену аттестационной комиссии.

На каждом листе должна стоять нумерация в возрастающем порядке.

Образец оформления раздаточного материала.

  1. Титульный лист. Оформляется по следующим правилам: пишется название темы, ФИО автора, ФИО дипломного руководителя.
  2. Введение. Здесь указываются основные параметры введения дипломной работы. По размеру - введение не должно занимать больше половины страницы.
  3. Первая глава. Состоит из двух листов. На этом листе указываются цели исследования и задачи, на втором листе формулируются основные термини, которые будут использоваться при презентации диплома.
  4. Вторая глава. Для второй главы необходимы графические материалы, из которых аттестационная комиссия сможет понять аналитическую структуру Вашей работы. Иллюстрации сюда обычно берутся из самой дипломной работы. Некоторые словесные данные также можно перевести в таблицы и вставить в раздаточный материал.
  5. Третья глава. Здесь рассматриваются схемы и таблицы проведенных Вами научных исследований из практической части Вашей дипломной работы. Желательно, чтобы все иллюстрации, которые Вы делали в дипломе, были отображены и в раздаточном материале.
  6. Заключение. В заключении демонстрируются выводы по исследованиям. Данный материал должен занимать не более половины страницы от всей работы.

Важные дополнения по оформлению раздаточного материала.

Если Вы на защите дипломной работы используете компьютерную презентацию, то Ваша речь, слайды из презентации и листы в раздаточном материале должны идти параллельно.

В раздаточном материале можно сделать какие-нибудь пометки или выделить слова, чтобы аттестационная комиссия поняла, на что стоит обратить особое внимание.

Также здесь можно использовать различные цвета и шрифты. Но не стоит злоупотреблять с этим, так как это дипломная работа и преподаватели могут этого просто не оценить.

Проконсультируйтесь у своего научного руководителя, может быть, он что-то дополнит по оформлению раздаточного материала, что не указали здесь мы, но является неотъемлемой частью в Вашем учебном заведение.

При обучении школьников используют различные средства - учебники, тетради на печатной основе, а также различный раздаточный материал.

Но что это такое и для чего оно используется? Далее мы разберем с вами данные вопросы, а также поговорим о том, как правильно применять его во время урока.

Что это такое

Для начала, давайте разберемся, что это такое и для чего именно используется.

Раздаточный материал - это специальные карточки, содержащие основные сведения по той или иной теме, задания и упражнения. Зачастую карточки применяют для того, чтобы разнообразить урок, сделать его более насыщенным.

Использовать раздатку можно как в начальных классах, так и в старшем звене.

С помощью раздаточного материала можно:

  • Давать одновременно несколько разнообразных заданий. Отметим, что при этом более сильные ученики получают карточки со сложным заданиями, более слабые соответственно работают с простыми.
  • Более эффективно проводить индивидуальную работу с учениками.
  • Сэкономить время на уроке, повысив плотность занятия.
  • Оценить работу каждого ученика во время урока.
  • Минимизировать работу учителя и учеников с доской.
  • Организовать работу в парах или малых группах.

Кроме того, имея под рукой заранее подготовленные карточки, педагог никогда не будет переживать о том, что в конце урока осталось слишком много свободного времени. Если ученики выполнили запланированную работу раньше, дайте им раздаточный материал. Класс будет занят выполнением заданий с карточек до конца урока.

Как работать

Как вы видите, карточки с заданиями - весьма полезная вещь, особенно если вы начинающий педагог. Такие карточки можно как изготовить самостоятельно, так и купить в специализированных магазинах или заказать через интернет. Но что, если у вас уже есть раздаточный материал, но вы до сих пор не умеете им пользоваться?

В первую очередь пересмотрите имеющиеся у вас карточки. Определите, какие из них к какой теме относятся.

Теперь предположим, что вы на уроке математики и хотите применить имеющийся у вас материал. Для этого предложите ребятам выполнить задание с карточек. Тут вы можете либо распределить раздаточный материал по математике согласно уровню знаний ваших учеников, либо же предложить им выбрать обычные или более сложные задания, заранее обозначив уровень сложности карточки и примерную оценку за правильное выполнение заданий.

После того как ребята получат карточки, попросите их прочитать задания и в случае, если у них будут вопросы, задать их. После чего учащиеся могут приниматься за работу.

Отметим, что желательно регламентировать время работы с карточками.

Также работать с одним раздаточным материалом может как один ученик, так и группа.

Выводы

Раздаточный материал - одно из средств обучения. С его помощью можно разнообразить урок, сделать его более насыщенным, занять более сильных учеников или даже потратить с пользой оставшееся до звонка время.

Образец оформления титульного листа раздаточного материала

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и финансов

Р А З ДА Т О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л

к докладу на защите

выпускной квалификационной работы

на тему: НАЗВАНИЕ

Выполнил (а) студент(ка) ____________________ ФИО

(подпись)

группа______________

Руководитель ВКР,

ученая степень, ученое звание ____________________ ФИО

(подпись)

Санкт-Петербург

Примерный состав информации, представляемой В демонстрационных МАТЕРИАЛАХ (в «раздаточном материале») на защите вКР

      Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы, в том числе изображенные в виде дерева целей.

      Таблицы, диаграммы и графики, блок-схемы, характеризующие объект исследования.

      Методика исследования.

      Практические и/или научные результаты, полученные при выполнении выпускной квалификационной работы.

      Данные из справки о внедрении результатов выпускной квалификационной работы на предприятии (организации, фирме).

Примечание: общее количество демонстрационных слайдов 5-10 штук; общее количество информационных страниц, приводимых в «раздаточном материале», 8-10 страниц.

Схема доклада по защите ВКР

1. Обращение: Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему...

2. В 2-3 предложениях дается характеристика актуальности темы.

3. Приводится краткий обзор научных работ по избранной проблеме (степень разработанности проблемы).

4. Цель выпускной квалификационной работы - указывается цель ВКР.

5. Формулируются задачи, приводятся названия глав. При этом в формулировке должны присутствовать глаголы типа - изучить, рассмотреть, раскрыть, сформулировать, проанализировать, определить и т.п.

6. Из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. Здесь можно демонстрировать слайды (раздаточный материал). При демонстрации слайдов не следует читать текст, изображенный на них. Надо только описать изображение в одной-двух фразах. Если демонстрируются графики, то их надо назвать и констатировать тенденции, просматриваемые на графиках. При демонстрации диаграмм обратить внимание на обозначение сегментов, столбцов и т.п. Графический материал должен быть наглядным и понятным со стороны. Текст, сопровождающий диаграммы и гистограммы, должен отражать лишь конкретные выводы. Объем этой части доклада не должен превышать 2,5-3 стр. печатного текста.

7. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: (формулируются основные выводы, вынесенные в заключение).

8. Опираясь на выводы, были сделаны следующие предложения: (перечисляются предложения).

Примечание:

Седьмая и восьмая части доклада не должны превышать в сумме 1 стр. печатного текста.

Весь доклад с хронометражем в 12-15 минут (с демонстрационным материалом) укладывается на 4-5 стр. печатного текста с междустрочным интервалом 1,0 и шрифтом (14 пунктов).

Раздаточный (демонстрационный) материал содержит основные результаты исследования в виде схем, графиков, диаграмм, алгоритмов, таблиц и т.п. Все таблицы и рисунки, которые выделены в качестве раздаточного материала, должны содержаться в тексте и приложениях ВКР. На листе 1 раздаточного материала должна быть представлена системная модель исследования (приложение Э). Раздаточный материал (4-10 листов) выполняется на компьютере на белой стандартной бумаге формата А4 в количестве, равном числу членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Выполнение демонстрационного материала допускается в цвете, а также с мультимедийным сопровождением. Титульный лист раздаточного материала представлен в приложении Щ.

3. Порядок защиты вкр

Выпускник защищает ВКР в государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР (далее - комиссия), входящей в состав государственной аттестационной комиссии по специальности, утверждаемый в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Липецкого филиала РАНХиГС.

Защита ВКР является последним по порядку испытанием государственной аттестации выпускников и проводится в соответствии с графиком итоговой государственной аттестации, утверждаемым Ученым советом филиала, и по расписанию, утверждаемому директором или заместителем директора филиала по распределению обязанностей.

Подготовленная и переплетенная ВКР представляется студентом на выпускающую кафедру в двух экземплярах за две недели до дня ее защиты по расписанию. В случае, если ВКР не представлена студентом в установленный срок по уважительным причинам, заведующий выпускающей кафедры может в установленном порядке изменить дату защиты, направив соответствующее представление на имя директора филиала о переносе сроков защиты ВКР. Перенос сроков защиты ВКР оформляется приказом директора филиала.

Передача экземпляра ВКР для составления официального отзыва и рецензии осуществляется выпускающей кафедрой.

ВКР вместе с заданием на ВКР, результатами предварительной защиты (если она проводилась), отзывом руководителя и официальными рецензиями должна быть сдана выпускающей кафедрой секретарю комиссии не позднее 12 часов рабочего дня, предшествующего дню защиты работы по расписанию.

Ответственность за предоставление документов в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) полностью ложится на студента. Защита не может состояться, если студентом не будут предоставлены в ГАК (на момент ее заседания) следующие документы:

Зачетная книжка с отметкой о сдаче государственного экзамена;

ВКР, оформленная надлежащим образом;

Отзыв научного руководителя (вкладывается в работу);

Рецензия (вкладывается в работу);

Компакт-диск, содержащий полный текст ВКР;

Раздаточный материал.

Отрицательный отзыв руководителя ВКР и/или оценка «неудовлетворительно», рекомендуемая официальным рецензентом, не влияет на допуск ВКР к защите. Оценку по результатам защиты ВКР выставляет комиссия.

Защита ВКР проводится на открытом заседании комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Обязательные элементы процедуры защиты:

Оглашение официальной рецензии;

Оглашение отзыва руководителя.

При защите могут представляться дополнительные материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы (печатные статьи по теме, документы, указывающие на практическое применение результатов работы и т.п.), использоваться технические средства для презентации материалов ВКР.

К защите готовится доклад с четким и кратким изложением содержания ВКР. В нем следует отметить, что являлось объектом, предметом, целью, задачами ВКР, какие методы использовались при диагностике проблемы, какие результаты достигнуты в ходе исследования, какие основные выводы получены. Время на изложение доклада до 10 минут.

Примерная структура доклада

1. Представление темы ВКР

2. Актуальность темы

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Цель работы

6. Задачи исследования

7. Алгоритм исследования

8. Характеристика органа управления или организации

9. Основные положения ВКР (Например: основные финансовые механизмы управления объектом, характеристика и методы исследования; качественная оценка основных показателей; полученные результаты; основные выводы по проблеме; методические рекомендации; степень внедрения предлагаемых мероприятий и область их применения; перспективы развития направлений исследования).

Формулировки в докладе должны быть обоснованными и лаконичными.

Цифровые данные в докладе следует приводить только в случае необходимости доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Таким образом, важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить.

После оглашения официальных отзывов и рецензий студенту должно быть предоставлено время для ответа на замечания, имеющиеся в отзыве и рецензии (ях).

На открытой защите ВКР могут присутствовать все желающие, которые вправе задавать студенту вопросы по теме защищаемой работы.

Общая продолжительность защиты ВКР не должна превышать 0,5 часа.

Комиссия выставляет оценку за защиту ВКР на закрытом заседании. При выставлении оценки комиссия руководствуется примерными критериями оценки ВКР, содержащимися в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников Академии.

Эти же критерии должен учитывать официальный рецензент ВКР при определении рекомендуемой оценки.

Критерии оценки ВКР доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за полгода до начала государственной аттестации.

Работа оценивается по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Комиссия (ГАК), выставляя оценку по итогам защиты ВКР, учитывает:

Оценку научного руководителя (в отзыве), а также количество и сущность сделанных им замечаний;

Оценку рецензента, а также обоснованность и глубину высказанных им замечаний;

Качество доклада и соблюдение регламента;

Соблюдение требований к раздаточному материалу;

Глубину и аргументированность ответов на вопросы комиссии.

Оценку «отлично» заслуживает работа, в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой, а ее автор показал умение работать как с теоретическим, так и практическим материалом. Во время защиты студент показал полное владение материалом и дал глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы на все вопросы комиссии. Ответы на вопросы членов комиссии основываются на знании нормативно-правовых актов, подкрепляются выводами и расчетами из работы, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. Обязательным условием отличной ВКР является оценка эффективности от внедрения рекомендуемых дипломником мероприятий для совершенствования деятельности объекта исследования. Также целесообразно в работе отразить элементы научной, методической и практической новизны.

Баллом «хорошо» оценивается работа, отвечающая предъявляемым к ней требованиям по содержанию и оформлению. Студент-выпускник обстоятельно владеет материалом, не на все вопросы дает в равной степени четкие, глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы. Ответы выпускника раскрывают сущность вопроса, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. В отзыве руководителя и рецензии специалиста допустимы незначительные замечания, т.е. не влияющие на полное раскрытие темы или на порядок оформления ВКР.

ВКР оценивается баллом «удовлетворительно», если в ней, в основном, соблюдены общие требования, но неполно раскрыты поставленные в работе задачи. Автор выпускной работы недостаточно хорошо владеет материалом. Отвечает на вопросы поверхностно, допускает существенные недочеты, с трудом устраняет допущенные ошибки в выводах. Вывод в отзыве руководителя и рецензента содержит указания на существенные недостатки в работе.

Баллом «неудовлетворительно» оценивается выпускная работа, если в отзыве руководителя или рецензии имеются существенные, принципиальные замечания по ее содержанию, а сама работа не соответствует методическим рекомендациям по выполнению и защите. Ответы на вопросы носят поверхностный характер, не раскрывают его сущности, не подкрепляются знаниями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из работы, неправильны и не отличаются аргументированностью, показывают отсутствие самостоятельности и глубины изучения проблемы студентом.

Решение об оценке принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя ГАК.

Оценки по итогам защиты ВКР объявляется комиссией в день защиты после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускника комиссия принимает решение, которое оформляется протоколом, о присвоении ему (ей) квалификации по специальности и о выдаче диплома о высшем профессиональном образовании (в том числе диплома с отличием).

Решение ГАК является окончательным и апелляции не подлежит.

После защиты секретарь комиссии сдает ВКР вместе с официальными рецензиями и отзывом руководителя на выпускающую кафедру, где они хранятся в фонде библиотеки филиала.

Сроки хранения ВКР определяются согласно номенклатуре дел, по их истечению ВКР уничтожаются по акту в установленном порядке.

Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок или не явившемуся по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на 1 год.

В процессе подготовки и защиты ВКР встречаются следующие распространенные ошибки и нарушения:

1. Различия в написании темы ВКР в разных документах: титульном листе, заявлении, приказе, рецензии и отзыве.

2. Названия глав и подразделов по тексту работы отличаются от названия в содержании.

3. Нарушение сроков написания разделов, а также сдачи работы на кафедру.

4. Названия глав не раскрывают темы работы.

5. Названия подразделов не раскрывают содержания самой главы.

6. Главы работы логически не увязаны между собой.

7. Во второй и третьей главе может наблюдаться превышение теоретического материала (основной объем теоретического материала должен быть расположен в первой главе).

8. Отсутствие ссылок на таблицы и рисунки, а также анализа таблиц и описания рисунков.

9. Отсутствие расчетов экономического обоснования, предлагаемых для внедрения мероприятий по совершенствованию деятельности объекта исследования.

10. Нарушение структуры (по главам) и требований к объему работы.

11. Ошибки и неточности в оформлении списка литературы, таблиц, рисунков, ссылок на источники.

12. Указание на литературу, не имеющую прямого отношения к теме работы.

13. Использование устаревших источников.

14. Использование отменённых законодательных и нормативно-правовых актов (допустимо лишь при указании на факт отмены, использование для демонстрации, например, развития российской практики финансовой отчетности с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности).

15. Несоблюдение требований по оформлению таблиц, заголовков, параметров печати (интервал, поля, номер шрифта).