Закон о финансово промышленная группа отменен. Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - вид корпоративных структур, создаваемых в странах с высокоразвитой экономикой на основе не только вертикальных имущественных, но горизонтальных договорных связей. Участники ФПГ могут быть предприятиями, имеющими любую организационно-правовую форму - ОАО, ЗАО, ООО и пр.

В настоящее время в развитых странах они во многом утратили ту роль, которой обладали на рубеже веков, и наблюдается их постепенное дробление. Помимо ФПГ можно говорить о промышленнофинансовых группах (ПФГ) и чисто промышленных группах (ПГ). Организационную основу ФПГ образуют:

  • головная компания, которая является уполномоченным лицом на ведение дел ФПГ в силу закона или договора (высший орган управления ФПГ - совет управляющих, в который входят представители всех участников, а возглавляет избираемый председатель);
  • производственные компании;
  • банки (либо в качестве головной структуры, либо при производственной головной организации, карманные, выполняющие депозитарные и расчетно-кассовые функции);
  • финансовые организации, обеспечивающие приток денежных ресурсов (инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и пр.);
  • аналитические и консалтинговые компании;
  • лизинговые фирмы;
  • расчетные центры;
  • малые венчурные предприятия и пр.

ФПГ - наиболее гибкая и разветвленная форма интеграции банковского, промышленного, торгового капитала, которую характеризуют:

  • длительные сроки существования в качестве надфирменного образования, имеющего в составе юридически самостоятельных субъектов;
  • наличие финансовой структуры;
  • контроль центрального субъекта над остальными участниками и проведение единой стратегии.

ФПГ могут образовываться (иногда временно для достижения конкретных результатов) двумя способами:

  • 1) через приобретение участниками акций друг друга или обмен их пакетами (сестринская система);
  • 2) посредством учреждения на основе договора специальной центральной компании, выполняющей функции управления и координации в масштабах группы, выступающей от ее имени (система материнского и дочерних обществ).

Часть предприятий, входящих в ФПГ, может быть ей подконтрольна, а часть - взаимодействовать на договорной основе.

Объединяя несколько кредитно-финансовых организаций, промышленных и иных корпораций, финансовая группа выходит на уровень контроля целых отраслей, технологических цепочек или рынков. Кроме того, через нее достигается контроль над движением значительных объемов финансовых ресурсов и прибыли.

Перераспределение прибыли в процессе движения финансовых ресурсов между несколькими корпорациями ведет к тому, что центрами ФПГ становятся кредитно-финансовые организации, в первую очередь крупные диверсифицированные банки или банковские холдинги, связанные с ключевыми корпорациями, за контроль над которыми идет острая борьба.

На периферии ФПГ находятся многочисленные смежные (обычно мелкие) компании и финансовые институты, обеспечивающие интересы группы в целом. В ряде случаев к ней могут относиться и крупные корпорации, образующие основу других ФП Г. В этом случае происходит переплетение различных финансовых групп, объединение их интересов.

Сами ФПГ являются различными по характеру и формам интеграции объединениями (в России большинство - холдинги), включающими частные предприятия разной отраслевой принадлежности, материальные активы которых превышают 50% их капитала (однако многие холдинги, например «ЛУКОЙЛ», «Газпром», не имеют статуса ФПГ); другие могут быть ассоциациями и т.п.

ФПГ могут быть легальными (внесенными в реестр) и не зарегистрированными в установленном порядке, если они не заинтересованы в государственных льготах и хотят избежать антимонопольного контроля (на Западе они обычно не имеют четко очерченных рамок и государственной регистрации).

ФПГ могут формироваться как с целью развития перспективных, так и спасения неперспективных производств.

Государственные ФПГ создаются на базе межправительственных соглашений.

Сегодня распространение получают международные ФПГ, являющиеся результатом трансформации ТНК.

Исходя из особенностей продуктового профиля, выделяют:

  • монопродуктовые ФПГ, создаваемые на основе объединения однотипных предприятий (ими легче управлять, но они менее устойчивы в кризисной ситуации сокращения спроса);
  • сформировавшиеся на основе объединения в технологическую цепочку последовательных производств (металлургический комплекс);
  • с добавлением побочных производств;
  • диверсифицированные (узко и широко).

ФПГ могут быть ориентированы или преимущественно на внутренний рынок, или преимущественно на внешний рынок, а также на тот и другой в равной степени.

С точки зрения сферы деятельности можно говорить о двух типах ФПГ.

  • 1. Банковские создаются крупнейшими банками, обладающими акциями промышленных предприятий и проводящими политику создания подчиненных им промышленных империй. Так, «ОНЭКСИМ-банк» создал «Интеррос».
  • 2. Промышленные включают в свою структуру небольшие «карманные» банки, созданные предприятиями группы или головной компанией и не играющие существенной роли.

Любая ФПГ включает три блока - финансово-управленческий, промышленный и сервисный (торгово-посреднические, транспортные, аудиторско-консалтинговые, научно-исследовательские и иные структуры).

Производственным ядром ФПГ могут быть несколько корпораций. Например, в группу «Дойче Банк» входят «Сименс», «Бош», «Тиссен».

По характеру связей между участниками различают мягкие и жесткие ФПГ.

Мягкие основываются на договорах и последующем взаимном обмене акциями (или передаче их во временное управление трастовой компании). Это обеспечивает единство объединения, каждый член которого находится в зависимости от других, дает возможность проводить общую согласованную политику, снизить опасность установления контроля со стороны.

Жесткие ФПГ представляют собой вертикально интегрированные корпорации, независимо от участников осуществляют планирование и контроль финансовых потоков, имеют общую информационную и юридическую службу, руководят работой аппарата совета директоров группы, проводят общую инвестиционную, инновационную, экспортную политику.

Головная структура ФПГ по типу бывает унитарной, холдинговой, мультидивизиональной, обществом, ассоциацией, союзом. Ею может быть специально учрежденная для этой цели компания, а также банк, инвестиционный институт, промышленное предприятие, группа предприятий, НИИ или КБ, торгово-посредническая структура, семейная группа. Ее функции могут быть возложены на одного из участников.

В любом случае это - юридическое лицо, учрежденное всеми участниками и являющееся по отношению к ним основным обществом, уполномоченным в силу договора на ведение дел группы, ведущее ее сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс. По обязательствам, возникшим в результате деятельности ФПГ, участники в соответствии с договором несут солидарную ответственность.

Если ядром ФПГ является промышленная фирма, имеет место объединение участников в производственную цепочку. Головная компания координирует НТП, финансовые и материальные потоки, создает одинаковые инвестиционные возможности и выравнивает технологические потенциалы участников с помощью централизованных средств.

Если ядро - финансовое учреждение и предприятия технологически не связаны, эффективность повышается за счет лучшего управления. Помощь идет каждому предприятию в отдельности с целью ускорить естественный отбор. Слабые предприятия из ФПГ исключаются.

В России, в отличие от стран Запада, головная компания не играет ведущей роли в управлении ФПГ. Предприятия могут владеть ее акциями, а следовательно, управлять ею.

Принципиальная особенность ФПГ по сравнению, например, с холдингом состоит в обязательном присутствии в ней финансовой структуры (отсюда и название) - банка, крупной финансовой компании и т.п. Эта структура может быть центральной (управляющей), а может существовать рядом с последней; для России характерно, что центрами ФПГ большей частью являются не финансовые, а производственные организации.

Роль банка в рамках ФПГ состоит:

  • в осуществлении кредитного и расчетно-кассового обслуживания всех участников группы, формировании ее клиринговой системы;
  • создании центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций участников ФПГ;
  • договорном обеспечении сделок с ценными бумагами;
  • образовании общего залогового фонда и других инструментов солидарной ответственности участников;
  • осуществлении трастового управления пакетами акций участников;
  • выборе наиболее эффективных инвестиционных схем при организации смешанного (спонсорского) финансирования кредитуемых объектов.

Факторами, способствующими ориентации финансовых структур на интеграцию с производственными и созданию ФПГ, являются:

  • усиление финансовой мощи ведущих банков, способствующее переориентации их деятельности на среднесрочные и долгосрочные кредитные операции;
  • интеграция банковских структур, создающая дополнительные возможности для финансирования крупных проектов;
  • создание банков самими промышленными структурами;
  • государственная поддержка ФПГ;
  • постепенное ограничение возможностей проведения чисто финансовых и торгово-посреднических операций, осуществляемых банками, наряду с ростом перспектив получения прибыли от производства;
  • общемировая тенденция к интеграции банковского и промышленного капитала;
  • возможность, будучи головной структурой ФПГ, извлекать дополнительные выгоды, например, связанные с повышенной устойчивостью этой структуры.

В России банки участвуют в проектировании ФПГ, играют роль финансово-расчетных центров, но не могут владеть более чем 10% акций каждого из его участников.

Объединение компаний в ФПГ обеспечивает для них:

  • 1) создание за счет интеграции финансовых и производственных ресурсов значительных возможностей для ускоренного роста в различных направлениях хозяйственной деятельности;
  • 2) возможность успешно конкурировать на мировом рынке и в перспективе доминировать на нем в определенных сферах;
  • 3) способность решать крупные производственные задачи и осуществлять широкомасштабные научные исследования;
  • 4) задействование коллективного творческого потенциала в качестве фактора экономического роста;
  • 5) повышение конкурентоспособности продукции;
  • 6) условия развития персонала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему экономикой знаний.

Существование ФПГ укрепляет национальную безопасность,

вносит больший порядок в механизм функционирования экономики, ибо они легче поддаются государственному регулированию, участию в различных государственных программах развития экономики. Синергетический эффект ФПГ реализуют за счет:

  • масштабности структур (600 ФПГ контролируют более четверти мирового производства);
  • высокой хозяйственной устойчивости, гарантирующей сохранность технологических цепочек;
  • широкой диверсификации;
  • объединения банковского (финансового) и промышленного капитала;
  • централизации части средств в общем фонде и повышения инвестиционной активности на ключевых направлениях;
  • внутреннего кредитования участников и экономии за счет этого финансовых ресурсов;
  • рационализации движения товарных и денежных потоков между участниками;
  • привлечения на выгодных условиях и в более широких масштабах внешних финансовых источников (бюджетные кредиты, облигационные займы, кредиты иностранных юридических лиц);
  • оптимизации налоговых платежей, которые может осуществлять централизованно головная компания при наличии единой учетной политики и децентрализованно предприятия и организации, входящие в ФПГ.

Принципами формирования ФПГ являются:

  • наличие лидера группы - базового предприятия или кредитной организации, определяющего основные направления материальных и финансовых потоков;
  • обеспечение эффективного управления с его стороны участниками на основе договорных отношений, акционерного контроля и пр.;
  • привлечение финансово-кредитных организаций, располагающих достаточными средствами для инвестиций в проекты группы;
  • осуществление реальной горизонтальной и вертикальной кооперации предприятий и пр.

Формирование ФПГ в России предусматривало решение задач:

  • концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях экономики;
  • ускорения НТП путем финансирования сферы промышленных НИОКР;
  • повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественных предприятий;
  • формирования рациональных технологических и кооперационных связей.

Изначальная идея ФПГ, подконтрольных государству, была постепенно вытеснена хозяйственной практикой, и на ее месте шаг за шагом утвердилась модель на основе слияния банковского торгового капитала с наиболее доходными отраслями промышленности.

В России сегодня встречаются ФПГ, сформированные вокруг банка («Интеррос»), вокруг крупной фирмы («ЛУКОЙЛ»), как объединение родственных компаний. Но все они до сих пор так и не сумели переломить депрессивного состояния экономики, решить проблему инвестиций, да и вообще найти места на внутреннем и мировом рынке. Причинами этого являются:

  • поспешность и необдуманность создания, слепое копирование западных образцов;
  • низкая рентабельность и темпы роста;
  • ограниченность реального инвестирования вследствие недостатка финансовых средств, их концентрации преимущественно в отраслях топливно-сырьевого комплекса, в банковских структурах и у криминала, неспособности привлекать внешние источники финансирования;
  • отсутствие стратегий, четкой структуры и механизма координации действий самих ФПГ, слабое управление ими со стороны головной компании;
  • медленно осуществляемая реструктуризация;
  • высокая степень бюрократизации.

Считается, что в перспективе в России возможно появление 10-20 особо мощных ФПГ и 100-150 групп, сопоставимых с зарубежными аналогами и в целом обеспечивающих до 50% промышленного производства. Наибольшие перспективы имеют вертикальные ФПГ, организованные по типу холдинга.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О финансово-промышленных группах


Утратил силу на основании
Федерального закона от 22 июня 2007 года N 115-ФЗ
____________________________________________________________________

Глава I. Общие положения (статьи с 1 по 4)

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о финансово-промышленных группах

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.

2. Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации федеральных целевых программ, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральных целевых программах. Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации региональных целевых программ, регулируются законодательными актами субъектов Российской Федерации.*1.2)

3. По отдельным вопросам создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, регулирование осуществляется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами других уполномоченных органов исполнительной власти. Государственное регулирование создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется уполномоченным на то федеральным государственным органом (далее полномочный государственный орган), указанные функции которого являются исключительными.

4. Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.

Статья 2. Понятие финансово-промышленной группы

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.*2)

Статья 3. Участники финансово-промышленной группы

1. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы (статья 11 настоящего Федерального закона) либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.

2. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

3. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

5. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием - учредителем).

6. В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.*3.6)

Статья 4. Транснациональные финансово-промышленные группы

1. Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями.*4.2)

3. Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

4. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" , по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы.

Глава II. Государственная регистрация финансово-промышленных групп (статьи с 5 по 9)

Статья 5. Порядок государственной регистрации финансово-промышленных групп

1. Совокупность юридических лиц, образующих финансово-промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации.

2. Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной группы представляет в полномочный государственный орган следующие документы:*5.2)

заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством Российской Федерации);

договор о создании финансово-промышленной группы (за исключением финансово-промышленных групп, образуемых основным и дочерними обществами);

нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию финансово-промышленной группы;

организационный проект;

нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

заключение федерального антимонопольного органа.

В случае необходимости Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов.

3. Решение о государственной регистрации финансово-промышленной группы принимается на основе экспертизы представленных документов полномочным государственным органом.

4. Полномочный государственный орган вправе запрашивать экспертные заключения других организаций, специалистов, органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по документам финансово-промышленной группы.

5. По результатам рассмотрения документов финансовопромышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:

об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;

о возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;

о регистрации финансово-промышленной группы.

6. Отказ в регистрации или возврат документов финансовопромышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин полномочного государственного органа.

7. В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.

8. Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансовопромышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа", и включением в государственный реестр финансовопромышленных групп.

Использование слов "финансово-промышленная" в наименовании любого юридического лица, кроме центральной компании финансовопромышленной группы, не допускается.

Словосочетания "финансово-промышленная" и "промышленнофинансовая" равноправны.

9. Особенности государственной регистрации финансово-промышленных групп, не урегулированные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Государственная регистрация изменений условий договора о создании финансово-промышленной группы

1. Изменение условий договора о создании финансово-промышленной группы или состава участников финансово-промышленной группы подлежит государственной регистрации полномочным государственным органом.

2. Государственная регистрация изменений состава участников финансово-промышленной группы производится полномочным государственным органом на основании заключения федерального антимонопольного органа.

3. В случае изменений существенных условий договора о создании финансово-промышленной группы финансово-промышленная группа подлежит повторной государственной регистрации.

Статья 7. Договор о создании финансово-промышленной группы

Договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:

наименование финансово-промышленной группы;

порядок и условия учреждения центральной компании финансовопромышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы;

объем, порядок и условия объединения активов;

цель объединения участников;

срок действия договора.

Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации.*7.2)

Статья 8. Организационный проект финансово-промышленной группы

1. Организационный проект финансово-промышленной группы - пакет документов, представленный центральной компанией финансовопромышленной группы в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности финансово-промышленной группы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации финансово-промышленной группы.

2. Исчерпывающий объем требований к организационному проекту финансово-промышленной группы устанавливается Правительством Российской Федерации.* 8.2)

Статья 9. Государственный реестр финансово-промышленных групп

1. Государственный реестр финансово-промышленных групп - единый банк данных, созданный полномочным государственным органом и содержащий необходимые сведения о государственной регистрации финансово-промышленных групп.*9.1)

2. Состав сведений и структура государственного реестра финансово-промышленных групп определяются Правительством Российской Федерации.

Глава III. Управление в финансово-промышленной группе, ведение дел финансово-промышленной группы (статьи с 10 по 11)

1. Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

2. Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

3. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Статья 11. Центральная компания финансово-промышленной группы

1. Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.*11.1)

2. Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

3. В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем центральная компания финансово-промышленной группы уведомляет орган, осуществивший ее регистрацию.

4. Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании финансово-промышленной группы. Орган, осуществивший регистрацию центральной компании финансовопромышленной группы, информирует полномочный государственный орган обо всех изменениях, внесенных в ее устав.

5. Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими законодательными актами Российской Федерации, договором о создании финансово-промышленной группы:

выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансовопромышленной группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансовопромышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

Глава IV. Деятельность финансово-промышленной группы (статьи с 12 по 15)

Статья 12. Понятие деятельности финансово-промышленной группы

Под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность участников, ведущаяся ими в соответствии с договором о создании финансово-промышленной группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Статья 13. Сводный учет в финансово-промышленной группе

1. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансовопромышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансовопромышленной группы.

2. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы определяется Правительством Российской Федерации.*13.2)

Статья 14. Ответственность участников финансово-промышленной группы

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансовопромышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.*14.1)

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Статья 15. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп

1. Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансовопромышленной группы;

предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;

передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.

2. Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике, заявляемыми им ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год, и отчитывается о результатах их применения при отчете об исполнении федерального бюджета.

Глава V. Контроль и отчетность в финансово-промышленной группе (статьи с 16 по 17)

Статья 16. Годовой отчет финансово-промышленной группы

1. Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.

2. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором.*16.2)

3. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

Статья 17. Контроль за деятельностью финансово-промышленной группы

1. Полномочный государственный орган вправе не чаще чем один раз в год потребовать отчет о деятельности финансово-промышленной группы и назначить ее аудиторскую проверку.*17.1)

2. Проверка, проводимая по инициативе полномочного государственного органа, проводится за его счет.

3. Участники финансово-промышленной группы обязаны предоставлять полномочному государственному органу по его запросу любую информацию по отдельным вопросам текущей деятельности финансово-промышленной группы.

4. По итогам годового или текущего отчета финансово-промышленной группы полномочный государственный орган обязан принять меры в случаях обнаружения недостоверной информации в представленных документах, уклонения от представления необходимых документов, обнаружения в деятельности финансово-промышленной группы несоответствия договору о ее создании и организационному проекту, несоответствия деятельности центральной компании финансовопромышленной группы ее уставу, злоупотребления предоставленными правами и мерами поддержки, нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. В зависимости от характера и степени нарушения полномочный государственный орган может:

предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить сроки их устранения;

обратиться в Правительство Российской Федерации, соответствующий орган субъекта Российской Федерации с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки;

принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в его нарушении;

обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы.

О каждом из перечисленных действий полномочный государственный орган информирует Правительство Российской Федерации.

5. По обращению полномочного государственного органа Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается соответствующее решение.

Глава VI. Ликвидация финансово-промышленной группы (статьи с 18 по 20)

Статья 18. Понятие ликвидации финансово-промышленной группы

Финансово-промышленная группа считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы и исключения ее из государственного реестра финансово-промышленных групп.

Статья 19. Основания ликвидации

Финансово-промышленная группа ликвидируется в случаях:

принятия всеми участниками финансово-промышленной группы решения о прекращении ее деятельности;

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы;

установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства Российской Федерации при создании финансово-промышленной группы;

истечения срока действия договора о создании финансовопромышленной группы, если он не продлен участниками финансовопромышленной группы;

принятия Правительством Российской Федерации решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансовопромышленной группы в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта, а также в случае повторного виновного совершения действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, если к ней уже принимались меры, предусмотренные указанной статьей.

Статья 20. Последствия ликвидации

1. Полномочный государственный орган в любом из установленных статьей 19 настоящего Федерального закона случаев прекращает действие свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы и исключает соответствующую запись из государственного реестра финансово-промышленных групп.

2. Обязательства участников финансово-промышленной группы по исполнению договора о создании финансово-промышленной группы в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит настоящему Федеральному закону и Гражданскому кодексу Российской Федерации .

Глава VII. Заключительные положения (статьи с 21 по 22)

Статья 21. Уточнение нормативных правовых актов

Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Статья 22. Вступление настоящего Федерального закона в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Деятельность и соответствующие документы зарегистрированных к моменту вступления в силу настоящего Федерального закона финансово-промышленных групп должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом, и они должны пройти перерегистрацию в течение шести месяцев с момента его вступления в силу.

3. Образованный Правительством Российской Федерации полномочный государственный орган обеспечивает первоочередной порядок перерегистрации существующих финансово-промышленных групп.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

— банк.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций (рис. 4.6):

  • промышленные;
  • кредитно-финансовые организации.

Особенности создания и деятельности финансово-промышленных групп

В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Рис. 4.6. Структура финансово-промышленных групп

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:

  • по решению правительства с участием госпредприятия;
  • на основе договорного объединения частных предпринимателей;
  • по межправительственным соглашениям.

Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.

Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):

  • во главе ФПГ стоит финансовая компания;
  • иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
  • важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
  • характерная единая политика ценообразования;
  • имеет единое имущество;
  • организационное единство и юридическая самостоятельность.

Предусматривается создание транснациональных ФПГ. На первом этапе — создание российской ФПГ, на втором — ее расширение за счет вложения структур других государств.

Характеристика финансово-промышленных групп

Финансово-промышленные группы формируются после проведения экспертизы проектов их создания госорганами и проходят государственную регистрацию.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ — хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово- индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

перекрестного владения акциями и представительствования в руководящих органах компаний — ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К их числу относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и «О реестре ФПГ и требованиях к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Примерами уже созданных ФПГ в Российской Федерации могут служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.

Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев — в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики . Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют "особыми экономическими зонами", так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп ("Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Мостатнафта", "Магнитогорская сталь", "Сибагромаш" и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, "Альфа-груп"). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.

Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США . Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.

В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ . Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации , и регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества , утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.

Согласно Временному положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются "дочерними". Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.

Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, т.е. только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний; сами же дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании.

Однако Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих норм Закона об акционерных обществах. Кроме того, специальными указами из сферы действия данного Временного положения были исключены нефтяные холдинги, в том числе "Транснефть" и "Транснефтепродукт", холдинги угольной промышленности, авиастроительный холдинг "Ильюшин" и др.

Холдинговая модель организации бизнеса , несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция , требующая постоянного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг. В нем могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов, в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями , менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица " влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов . Однако в России не применяется характерный, скажем, для США принцип унитарного налогообложения. В нашей стране холдинги имеют, по сути, "двойное налогообложение". Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, а затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.

В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства . Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.

Несмотря на то, что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия "холдинг" нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях . В частности, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке "группу лиц". В ст. 20 НК РФ говорится о "взаимозависимых лицах" в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп. Как уже говорилось, холдинговая модель может быть воплощена и в рамках финансово-промышленной группы в соответствии с Законом о финансово-промышленных группах.

Государство играет двоякую роль на рынке страховых услуг. С одной стороны, оно выступает его участником в сфере обязательного социального страхования посредством образования специальных целевых резервов для обеспечения платежеспособности страховых организаций и др.

С другой стороны, государство осуществляет регулирование страховой деятельности путем принятия нормативных актов по вопросам страхования, лицензирования страховой деятельности, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынке страховых услуг, применения ответственности за нарушение страхового законодательства и др.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования страховой деятельности является государственный контроль и надзор в сфере страхования, функции которого возложены на Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), находящуюся в ведении Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330*(464) , данный орган контролирует соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности; обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также для покрытия собственных средств, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.

Росстрахнадзор также осуществляет полномочия по лицензированию страховой деятельности; ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; выдаче предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращению в суд с иском о ликвидации страховой организации в случаях, установленных законом; осуществлению расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций; выдаче разрешений на открытие представительств иностранных страховых организаций и др.

Отдельные функции по контролю за деятельностью страховых организаций осуществляют в пределах своей компетенции федеральные антимонопольный и налоговый органы.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение финансово-промышленных групп, является Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"*(465) (далее - Закон о ФПГ). Данный Закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Поскольку финансово-промышленные группы представляют собой один из видов предпринимательских объединений, законодательство в данной сфере включает в себя также законы, определяющие правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности - федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "О банках и банковской деятельности" и др.

Большую роль в регулировании создания и деятельности финансово-промышленных групп играют подзаконные нормативные правовые акты, которые ст. 1 Закона о ФПГ включены в состав законодательства о финансово-промышленных группах. Некоторые из этих актов закрепляют общие положения о финансово-промышленных группах. В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"*(466) , постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации"*(467) .

Большинство актов, принятых в рассматриваемой сфере, касаются создания конкретных финансово-промышленных групп (например, постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1446 "О финансово-промышленной группе "Каменская агропромышленная финансовая группа")*(468) , мер их государственной поддержки (постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 792 "О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы "Российский авиационный консорциум")*(469) .

Особенности функционирования финансово-промышленных групп субъектов РФ определяются актами соответствующих государственных органов. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 14 июня 1994 г. N 488, которым утверждены "Основные принципы и подходы в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве"*(470) .

Большое значение в правовом механизме регулирования деятельности финансово-промышленных групп отводится договорам и локальным актам. В силу п. 4 ст. 1 Закона о ФПГ отношения, не урегулированные указанным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.

В соответствии со ст. 7 Закона о ФПГ договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:

Наименование финансово-промышленной группы;

Порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

Порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации. По своей правовой природе договор о создании ФПГ относится к договорам о совместной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона о ФПГ финансово-промышленная группа (далее - ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ не представляет собой самостоятельную организационно-правовую форму юридических лиц. Это предпринимательское объединение, не имеющее статуса юридического лица, но обладающее отдельными элементами правосубъектности*(471) . В частности, ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" юридических лиц, являющихся участниками ФПГ, квалифицирует как "группу лиц", распространяя на нее положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам. В силу положений ст. 13 Закона о ФПГ участники могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной групп"*(472) .

Закон о ФПГ выделяет две модели финансово-промышленных групп:

1. ФПГ, образуемая на основе взаимодействия в рамках основного и дочернего обществ. В силу ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Данная модель предусматривает формирование ФПГ холдингового типа*(473) .

2. ФПГ, создающаяся на основе объединения материальных и нематериальных активов участников в силу договора.

ФПГ можно классифицировать и по иным основаниям. Так, в литературе*(474) проводится классификация финансово-промышленных групп по следующим критериям:

По формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

По отраслевой принадлежности (отраслевая, межотраслевая);

По степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

По масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, транснациональные, межгосударственные).

Так, межрегиональной является финансово-промышленная группа "Жилище", созданная по решению органов исполнительной власти и организаций Республики Коми, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Московской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областей. ФПГ регистрируется как транснациональная, если в ее состав входят юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения. В том случае, если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной). Например, на основании Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь созданы межгосударственные финансово-промышленные группы "Аэрокосмическое оборудование" (Москва, 2 апреля 2001 г.), "Формаш" (Москва, 16 октября 1998 г.), "Интерагроинвест" (Москва, 16 октября 1998 г.), "Электронные технологии" (Москва, 28 августа 1998 г.), "Межгосметиз" (Орел, 23 июля 1998 г.) и др. На седьмой сессии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств принят рекомендательный законодательный акт "О финансово-промышленных группах"*(475) .

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.

В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. В силу п. 2 ст. 11 Закона о ФПГ, центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. Вместе с тем, поскольку центральная компания ФПГ учреждается для ведения предпринимательской деятельности, представляется, что она должна регистрироваться в форме коммерческой организации.

В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово-промышленной группы". Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании финансово-промышленной группы. Центральная компания финансово-промышленной группы:

Выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

Ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

Готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

Выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные. Исходя из сущности ФПГ среди ее участников обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров, оказания услуг, а также банки и другие кредитные организации. Таким образом, финансово-промышленная группа по существу представляет собой объединение финансового и промышленного капитала для достижения поставленных при ее создании и соответствующих закону целей.

Законодательством установлены некоторые ограничения и запреты на участие в ФПГ. Так, ее участниками не могут быть общественные и религиозные организации (объединения). Не допускается участие более чем в одной финансово-промышленной группе.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Государственную регистрацию ФПГ осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ представляет следующие документы:

Заявку на создание ФПГ;

Договор о создании ФПГ, за исключением групп, образуемых основными и дочерними обществами;

Нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

Организационный проект, т.е. пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономических, социальных и иных результатах деятельности ФПГ, а также дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации ФПГ;

Заключение (согласие) собственника имущества государственных или муниципальных унитарных предприятий на внесение ими имущественных вкладов при вхождении в ФПГ;

Нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Межправительственное соглашение (для межгосударственных, международных ФПГ).

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок создания ФПГ. Соответствующие отраслевые и функциональные департаменты Минэкономразвития РФ, другие органы и специалисты проводят экспертизу проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. Порядок проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 508*(476) . Он распространяется на создание ФПГ, формируемых только из государственных федеральных предприятий, а также на основе межправительственных соглашений.

По результатам рассмотрения документов финансово-промышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:

Об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;

О возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;

О регистрации финансово-промышленной группы.

Отказ в регистрации или возврат документов финансово-промышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин. В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.

В Законе о ФПГ содержатся и другие положения, касающиеся судебного порядка решения вопросов, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленных групп. Так, предусмотрена возможность ликвидации финансово-промышленной группы в случаях вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы; нарушения законодательства РФ при создании финансово-промышленной группы, установленного вступившим в законную силу решением суда (ст. 19 Закона о ФПГ). На эти нормы Закона обращено внимание в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 января 1996 г. N С1-7/ОЗ-6*(477) "О некоторых положениях Федерального закона "О финансово-промышленных группах".

В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации, что подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансово-промышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа", и включением в государственный реестр финансово-промышленных групп. Государственный реестр финансово-промышленных групп представляет собой единый банк данных, созданный полномочным государственным органом и содержащий необходимые сведения о государственной регистрации финансово-промышленных групп. Положение о порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621*(478) .

В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Деятельность ФПГ - это деятельность ее участников, осуществляемая ими в соответствии с договором о создании ФПГ и (или) ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Государством предусмотрены различные меры поддержки деятельности ФПГ, в частности, возможность предоставления государственных гарантий для привлечения инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы; передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников*(479) и др. В настоящее время ФПГ действуют в тяжелом и энергетическом машиностроении, авиационной, химической и металлургической промышленности, агропромышленном комплексе.