Самая новая специальность. Инноватика: что это за профессия и где она востребована Направление подготовки инноватика кем работать

Инноватика

Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как философия , экономика , инженерное проектирование , предпринимательство , финансы , социология , психология , организация , производство , информатика , маркетинг , логистика , менеджмент , педагогика и др.

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею. В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования. Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования .

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах. При этом под инновацией в инноватике понимается результат масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научно-технической и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях или интуитивных озарениях (смекалке). Признаками инноваций являются: (1) новизна (радикальная – возникновение новых свойств, относительная – улучшение параметров объекта); (2) востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.); (3) реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.); (4) наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

История термина

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер .

Термин «инноватика» в российской научной литературе встречается с середины 1980-х. В Санкт-Петербурге под руководством профессора В.Г. Колосова проводились исследования процессов перехода от плановой экономики к рыночному регулированию, которые обозначались термином «инжиниринг». Параллельно механизмы управления инновациями в социально-экономических системах исследовались в Государственном университете управления, где по инициативе А.Г.Поршнева в 1990 была создана кафедра управления инновациями. Впоследствии эти научные школы стали одними из ключевых в формируемой научной области – инноватике.

В ведущих вузах страны - Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Государственном университете управления созданы институты инноватики. Также в СПбГПУ впервые в России началась подготовка бакалавров по перспективному направлению образования 222000 - «Инноватика», а в 2003 шесть российских вузов (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), Нижегородский государственный технический университет и Уральский государственный технический университет – УПИ) приступили к подготовке инженеров-менеджеров по специальности «Управление инновациями».

Основные направления

Инноватика включает основные разделы:

  • теоретические основы инновационной деятельности;
  • модели и моделирование инновационных процессов;
  • организация и управление инновационной деятельностью;
  • государственное регулирование инновационной деятельности;
  • управление инновационным бизнесом ;
  • управление инновационным проектом;
  • управление инвестициями в инновационные проекты;
  • коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;
  • управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;
  • управление рисками в инновационной деятельности;
  • технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);
  • логистика инновационных процессов;
  • управление интеллектуальной собственностью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инноватика" в других словарях:

    Область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. См. также: Инновационная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    инноватика - Область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых объектов (изделий). Инноватика является междисциплинарной наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные различных областей знания инженерии, истории техники,… … Справочник технического переводчика

    Область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Инноватика - область знаний (наука), охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ … Официальная терминология

    Инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Внутри инноватики как науки выделяются самостоятельные направления: генерация новшеств, социально психологические проблемы внедрения нововведений,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    ИННОВАТИКА - область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений … Большой экономический словарь

    ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

    - (ТвГУ) … Википедия

    Запрос «РГУИТП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства (РГУИТП) Международное название Russian State Unive … Википедия

Книги

  • Инноватика и инновационные образовательные технологии , Криони Николай Контантинович, Шарипов Фанис Вагизович, Селиванов Сергей Григорьевич. Раскрыт предмет инноватики и инновационной педагогики. На основе теоретического обобщения закономерностей, принципов, методов и технологий инноватики дано описание структуры и функций…

Описание

Бакалавры данного направления смогут:

  • создавать и координировать производственный процесс инновационной продукции;
  • обеспечивать сопровождение процесса реализации проекта на стадии планирования и контроля;
  • грамотно распределять и проверять эффективность использования технологических и производственных ресурсов;
  • организовывать пуско-наладочные работы и приемо-сдаточное тестирование;
  • работать над проектом на обозначенных стадиях, опираясь на соответствие качеству и требованиям нового изделия;
  • осуществлять технологический аудит;
  • готовить информационные сведения в сфере инновационных продуктов, процессов и технологий;
  • проводить наладку процессов производства и организовывать мероприятия по продвижению инновационного продукта, а также обеспечивать его техническую поддержку и сервис;
  • создавать условия, обеспечивающие защиту и сохранность объектов интеллектуальной собственности;
  • готовиться к переговорам с потенциальными партнерами, разрабатывая специальные средства и материалы;
  • оценивать рентабельность проекта, включая расходы на выполнение маркетинговых мероприятий и сбор сведений о конкурентах;
  • проводить логико-структурный анализ;
  • перед внедрением на рынок нового изделия собирать и изучать патентно-правовую и коммерческую информацию.

Кем работать

Специалисты смогут стать логистиками, маркетологами, менеджерами по инновациям и оценкам рисков. Также выпускники трудоустраиваются специалистами по инноватике и управлению инновационными проектами. Полученного объема знаний хватает, чтобы выполнять функции финансиста или экономиста. Безусловным лидером среди мест, куда недавние выпускники направляют свои резюме, являются исследовательские центры и комплексы, приоритетным направлением которых является выполнение инновационной деятельности. Очень востребованным направлением является и специалист по инвестициям в соответствующих департаментах банковских структур.

Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!