Некоммерческая организация фонд что. Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения

Самые разные организационно-правовые формы (ОПФ), и порой сложно сделать однозначный выбор между ними. Нужно тщательно продумать, как будут регулироваться взаимоотношения между учредителями и членами некоммерческой организации, будут ли они нести ответственность и в каком объеме, вправе ли НКО вести предпринимательскую деятельность, кому будет принадлежать переданное в собственность НКО имущество и т.д.

На текущий момент (сентябрь 2019 года), принимая решение о создании НКО путем регистрации фонда , нужно учитывать его характерные особенности. Согласно выдержке из ФЗ «О некоммерческих организациях»:

«Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств и т.д.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) фондов вправе выйти из состава его учредителей и (или) участников в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц».

Деятельность некоторых фондов регулируется отдельными законами, например, ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «Об общественных объединениях» и др.

В остальном, функционирование, а также процедура и сроки регистрации фонда идентичны общему порядку, относящемуся почти ко всем видам НКО (союзам, ассоциациям, АНО и др.). Главное – учитывать тот факт, что НКО находятся под повышенным вниманием государственных органов, поэтому к сбору и заполнению документов следует относиться значительно серьезнее, чем к оформлению обычных фирм. Из-за малейшей неточности Минюст сразу же откажет в регистрации некоммерческой организации, а значит, всю процедуру придется начинать заново, причем деньги за уплату госпошлины (см. ниже) не возвращаются. Кроме того, отказ последует, если лицо, принявшее решение о регистрации фонда, не может быть учредителем в соответствии с ФЗ или если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Сроки регистрации фонда в Москве и МО

Оставить заявку

Сотрудники компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы в сфере регистрации некоммерческих организаций и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы НКО, максимально соответствующей его задачам. Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – фонда, ассоциаций (союзов), объединений, ТСЖ, ЖСК и т.д. Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией НКО, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

Регистрация фонда: пошаговая инструкция 2019 года

Услуги по регистрации фонда

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации фонда в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации фонда.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией.
  • Постановка фонда на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации, в том числе свидетельства о регистрации фонда.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Дополнительные услуги при регистрации НКО

  • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
  • Открытие расчетного счета.
  • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

Перечень документов, необходимых для создания и регистрации фонда

  • Название фонда.
  • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
  • Паспортные данные руководителя фонда.
  • Цели и предмет деятельности фонда.
  • Адрес для регистрации фонда (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

Наши специалисты подготовят все необходимые документы для регистрации фонда, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

Преимущества регистрации фонда с компанией «Юс Либерум»

  • Огромный опыт работы и взаимодействия с московским и областными подразделениями Минюста РФ.
  • Знание требования Минюста к содержанию учредительных и иных документов фонда для прохождения всех этапов без замечаний.
  • Сопровождение и контроль процедуры регистрации фонда.
  • Соблюдение установленных законом сроков регистрации.

Стоимость услуг по регистрации фонда в Москве и МО

Услуги по регистрации Стоимость
Регистрация фонда 19 000 руб. – услуги;
4 000 руб. – госпошлина.
Внесение изменений в учредительные документы фонда 12 000 руб. – услуги;
800 руб. – госпошлина.
Юридический адрес для регистрации фонда от 15 000 руб.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ (смена директора) 8 000 руб.
Открытие расчетного счета 3 000 руб. как доп. услуга при регистрации
Получение свидетельств из внебюджетных фондов (ПФ и ФСС) 3 000 руб.
Получение выписки из ЕГРЮЛ 2 000 руб.
Проведение процедуры реорганизации фонда от 60 000 руб.
Ликвидация фонда от 80 000 руб.
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания от 25 000 руб.
Получение кодов Росстата 2 000 руб.

По вопросам, связанным с регистрацией фонда и других некоммерческих организаций (НКО), обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13 , +7 (495) 642-45-97 .

Фонд - достаточно распространенная форма некоммерческих организаций. В России успешно ведет деятельность множество благотворительных фондов, а также фондов, созданных для оказания содействия определенным видам деятельности, общественным сферам жизни или социальным группам населения (например, фонды поддержки развития науки, образования, культуры, спорта и др.). Количество зарегистрированных частных фондов в последние годы увеличивается.

Особенности фонда как некоммерческой организации

Фонд - это унитарная некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая членства. Фонд может быть учрежден гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Таким образом, фонд можно рассматривать в качестве своеобразного "объединения имущества", а не "объединения лиц".

Деятельность фонда должна быть направлена на общественно полезные цели, заявленные в уставе: благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные цели. Например, наиболее популярны с точки зрения целей их создания:

  • благотворительные фонды, которые осуществляют благотворительную деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий граждан;
  • фонды сохранения результатов общественной деятельности или общественного наследия;
  • фонды поддержки научных исследований;
  • фонды поддержки образования или поддержки развития образовательного учреждения;
  • фонды поддержки, развития и защиты малого бизнеса и предпринимательства; и другие.

Особенностью фонда, кроме отсутствия членства и специфических целей создания и деятельности, также является его имущественная обособленность. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют имущественных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе использовать имущество лишь для целей, определенных в его уставе. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Как правило, вначале фонд создается на средства учредителей, а в дальнейшем привлекает другие финансовые ресурсы, например, пожертвования, поступления от проводимых мероприятий, доходы от предпринимательской деятельности и прочее.

При этом, фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но только той, которая необходима для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан отраженных в его уставе, и которая соответствует этим целям (социальным, благотворительным, культурным, образовательным и иным). При этом, однако, следует иметь в виду, что фонд, как и любая некоммерческая организация, не вправе заниматься профессиональной предпринимательской деятельностью, требующей получения разрешения или лицензии государственного органа (например, осуществлять банковские и (или) финансовые операции, строительную, медицинскую деятельность и т.д.). Для осуществления такой деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь.

Распоряжаться своим имуществом фонд может самостоятельно, через органы управления. Например, он вправе выделять гранты (целевые средства) другим общественным или благотворительным организациям для поддержки благотворительных проектов, учреждать различные стипендии и премии.

При этом фонд обязан ежегодно в открытом доступе публиковать отчёты об использовании своего имущества (отчёты о поступлениях и тратах фонда).

Особенности управления фондом

Создание фонда осуществляется в результате его учреждения по решению учредителей. Фонд может быть создан и единственным учредителем. Однако, функции учредителей ограничиваются процедурой создания юридического лица, далее они не участвуют в управлении его деятельностью. Управление фондом осуществляется органами управления, предусмотренными его уставом, при этом фонд свободен в выборе своих органов управления.

Например, высшим органом управления может быть Правление фонда, определяющее основные направления его работы. Текущее руководство деятельностью фонда может осуществлять единоличный исполнительный орган – Президент или Директор, или коллегиальный орган – Дирекция и т.п. Для управления определенными видами деятельности фонда могут быть созданы специальные комитеты, советы и т.д. (например, Совет по использованию целевого капитала, который определяет цели и порядок использования дохода от целевого капитала, сформированного за счет добровольных пожертвований).

Кроме того, фонд обязан иметь внешний надзорный орган - попечительский совет фонда, в функции которого входит надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц: надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, контроль за использованием средств фонда, за соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда ведет свою деятельность на общественных началах, а порядок его формирования и деятельности определяется уставом.

Скидки Фондам помощи детям

— Грамотно подберем форму фонда.
(Фонд, Благотворительный фонд)
— Не получаем отказов в Минюсте.
Практические советы по работе Фонда.
— Работаем честно, соблюдаем сроки.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Услуга Стоимость (руб) Срок
Консультация БЕСПЛАТНО
Регистрация фонда 18 500 30 дней
Регистрация Благотворительного Фонда 18 500 30 дней
Регистрация Фонда помощи детям 16 500 30 дней

Регистрация фонда (благотворительного фонда) осуществляется в Министерстве юстиции РФ.
Чтобы зарегистрировать фонд самостоятельно, необходимо изучить правовые положения НКО и грамотно заполнить документы. Необходимо понимать, что создание благотворительного фонда не совсем простая процедура. Открыть фонд, сроки создания фонда, регистрация фонда с одним
(единственным) учредителем и несколькими учредителями — вопросов много! Срок открытия фонда зависит от региона регистрации, но, как правило, составляет 4-5 недель. Это при условии если документы проходят Минюст без приостановок, в противном случае, срок создания фонда удлиняется на 2-3 недели. Государственная пошлина при этом не возвращается. Именно поэтому очень важно подготовить документы правильно и грамотно.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ ПО РЕГИСТРАЦИИ ФОНДА (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА)

Наименование услуги Стоимость Срок
Консультация по телефону (без выходных дней)
БЕСПЛАТНО 1 час
Регистрация фонда, благотворительного фонда
18 500 руб. 30 дн.
Регистрация фонда помощи детям, домам ребенка и детским домам.
(Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Лен. область)
АКЦИЯ!

16 500 руб.

30 дн.
Регистрация Международного фонда
(без статуса «международный», название фонда определяется в ковычках, один из учредителей должен быть гражданином другой страны).
18 500 руб. 30 дн.
Регистрация общественного фонда 35 000 руб. 40 дн.
Регистрация Международного общественного фонда
(путем перерегистрации статуса фонда, при наличии филиала или представительства за пределами РФ)
35 000 руб. 40 дн.
Перерегистрация фонда, перерегистрация благотворительного фонда. от 10 000 руб. 30 дн.
Подготовка документов для регистрации фонда в другом регионе РФ 15 000 руб. 2-3 дня
Выезд специалистра к клиенту в офис на консультацию
(в случае оставления заказа, консультация бесплатно)
2 000 руб. 1 час.
Выезд специалиста к клиенту в офис для оформления заказа БЕСПЛАТНО
* Государственная пошлина (4000 руб.) не входит в стоимость услуг.

Наша фирма оказывает помощь в регистрации Фондов в Министерствах юстиции: Москвы, Московской области, Санкт-Перербурга, Ленинградской области, а так же готовим документы для всех регионов РФ.

НАШИ УСЛУГИ ПО РЕГИСТРАЦИИ ФОНДА ВКЛЮЧАЮТ

  • Консультация по вопросу создания Фонда.
  • Подготовка документов для регистрации Фонда — 2-3 дня.
  • Регистрация Фонда в Минюсте, 4-5 недель.
  • Постановка на учет зарегистрированного Фонда в ИФНС.
  • Изготовление печати.

ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ФОНДА НЕОБХОДИМА СЛЕДУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Наименование Фонда (благотворительного фонда).
  • Сведения о руководителе Фонда (необходимы паспортные данные и ИНН).
  • Сведения об учредителях – физических лицах (необходимы паспортные данные и ИНН).
  • Адрес местонахождения Фонда (можно использовать домашний адрес руководителя).
  • Контактный телефон для гос.органов.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

  • Вы предоставляете нам информацию и документы лично или по электронной почте.
  • Подписываем договор.
  • Вы производите предоплату.
  • Мы высылаем Вам на согласование устав Фонда.
  • После согласование всех документов мы предоставляем их на регистрацию в Минюст РФ.
  • Получаем зарегистрированные документы и предаем Вам по акту сдачи-приемки.

РЕГИСТРАЦИЯ ФОНДА (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА) , ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Вы решили открыть фонд. Возникает вопрос — с чего начать? Как открыть благотворительный фонд в России пошагово?
Предлагаем Вам пошаговую инструкцию по регистрации фонда.
1. Прежде всего необходимо определиться с типом фонда. Как правило, имеются сомнения, что лучше открыть – фонд или благотворительный фонд? В чем отличие простого фонда от благотворительного?
Итак, основное отличие фонда от благотворительного фонда заключается в том, что 80% от суммы благотворительных пожертвований благотворительный фонд обязан потратить на уставные цели, в тоже время у простого фонда таких ограничений нет.
2. Необходимо определиться с учредителями фонда . Часто возникает вопрос, можно ли зарегистрировать фонд с одним учредителем. Да, Минюст пропускает регистрацию фонда с одним (единственным) учредителем.
3. Необходимо сформировать органы управления .

Управление фондом.
Органы управления и структура фонда определяются его учредителями и прописываются в уставе фонда. Необходимо детально проработать порядок формирования органов управления фонда. Важно знать, что органы управления должны быть сформированы к моменту созданию фонда.

Правление фонда при одном учредителе.
При формировании правления фонда (благотворительного фонда) при одном учредителе есть особенности. Дело в том, что по закону, в правление фонда должно входить не более 1/3 сотрудников фонда. Как правило, руководитель фонда (президент, председатель), является инициатором создания фонда и, следовательно, он должен входить и правление фонда. Руководитель фонда считается сотрудником фонда, даже если ему не начисляется заработная плата! Как же быть в этом случае? Все очень просто, необходимо ввести в правление фонда еще двух человек. И тогда законный порядок будет соблюден.

Попечительский совет фонда.
Попечительский совет фонда — является обязательным органом фонда. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц. Члены попечительского совета фонда избираются не из состава участников фонда. Формируется попечительский совет в составе от 3х человек. С состав попечительского совета не могут входить учредители и сотрудники фонда.
4. Необходимо определиться с адресом местонахождения Фонда. Жилое помещение-квартира учредителя может быть юридическим адресом фонда.
5. Необходимо определиться с видами деятельности и целями создания фонда.
6. Продумать название фонда .
7. После того как определены все основные моменты, необходимо собрать комплект документов и предоставить в Министерство юстиции РФ на регистрацию.

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ В МИНЮСТ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ФОНДА

  • Форма заявления 11001.
  • Устав Фонда.
  • Протокол/решение о создании Фонда.
  • Документы подтверждающие использование юридического адреса.
  • Уведомление об использовании УСН.
  • Государственная пошлина на 4000 руб.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФОНДА

Итак, что такое благотворительнй фонд?
Фонд (благотворительный фонд) — не имеющая членства организация, созданная гражданами или юридическими лицами с целью формирования имущества на основе добровольных вкладов и иных, не запрещенных законом поступлений для использования этого имущества на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели.
Правовое положение Фонда регулирует закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. Основным документом благотворительного фонда является устав фонда.

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ ПРИ СОЗДАНИИ ФОНДА

  • благотворительного фонда (шаблон).
  • о создании благотворительного фонда.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ

  • Благотворительные фонды помощи детям, сиротам, детским домам.

  • Благотворительные фонды помощи больным, социально нуждающимся людям.
  • Благотворительные фонды в сфере развития спорта, помощи спортсменам и пропаганды здорового образа жизни.
  • Благотворительные фонды в сфере науки, искусства, театра, музыки и других культурных сфер.
  • Благотворительные фонды помощи бездомным животным.
  • Узконаправленные благотворительные фонды имени известных личностей.

ОТЛИЧИЕ ФОНДА ОТ ДРУГИХ НКО

  • По сравнению с другими некоммерческими организациями, фонд имеет определенные особенности:
  • Отсутствие членства в фонде.
  • Обязанность фонда публиковать отчеты об использовании имущества.
  • Участники фонда не обязаны участвовать в деятельности организации.
  • У учредителя (участников) отсутствуют права на имущество фонда.
  • Фонд может осуществлять те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания и прописаны в . Фонд может создавать для этих целей хозяйственные общества.
  • Ликвидация фонда возможна только в судебном порядке.

Ликвидации фонда возможна в следующих случаях:

  • Недостаточность имущества фонда для осуществления целей деятельности;
  • Цели фонда не могут быть достигнуты.

Если у Вас возникли вопросы по регистрации благотворительного фонда: отличие фонда от благотворительного фонда, отличие благотворительного фонда от общественного фонда, налогообложение фондов (отличие от коммерческих организаций), а так же другие вопросы, мы с радостью Вам поможем.

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
(раздел добавлен в декабре 2018 г.)

Напишите отзыв о нас

оставить отзыв

Оставьте Ваш отзыв

РЕЕСТР - Юридическая фирма

6 отзывов

от клиента Константин Иванович

Регистрация Благотворительного фонда ЯНАО (г. Тарко-Сале)

Стрымбану Константин Иванович - Президент БФ "Сияние севера".


Я очень благодарен Вам за помощь оказанную в регистрации Благотворительного Фонда, у меня нет слов, такого отношения к делу я не встречал. Наверное было угодно Богу чтоб я обратился именно к Вам. Если бы все люди относились к делу так как Вы это делайте мы давно жили бы в другой стране.Спасибо Вам за все. Храни Вас Господь!

Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.

Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.

Фонд

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

Благотворительный фонд

Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.

Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.

Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета - контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.

Учреждение

Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.

Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.

Ассоциация или союз

Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов . В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Общественное объединение

Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

Общественные объединения могут быть созданы в виде:

  • общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
  • общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение , преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
  • общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
  • общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
  • политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).

По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица - общественные объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Коллегия адвокатов

Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.

Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.

Адвокатское бюро

Это некоммерческая организация, созданная двумя или более адвокатами для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Сведения об учреждении адвокатского бюро вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, а его учредители заключают между собой партнерский договор, содержащий конфиденциальную информацию и неподлежащий государственной регистрации. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия и направить их на оказание юридической помощи от имени всех партнеров.

По истечении срока действия партнерского договора члены адвокатского бюро вправе заключить новый партнерский договор. Если в течение месяца со дня прекращения действия прежнего не заключен новый партнерский договор — адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения действия партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам в отношении своих доверителей и третьих лиц.

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.

Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, для кооператива Закон предусматривает осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между участниками кооператива либо идут на иные нужды, установленные общим собранием участников.

Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.

К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.

Наименование кооператива указывает на специфику и виды деятельности данного юридического лица. Так, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы подразумевают, что на момент учреждения кооператива полностью готового к эксплуатации объекта (многоквартирного жилого дома, дачного строения, гаражей и т.п.), на который кооператив впоследствии приобретает права, не существует. В то время как при учреждении жилищного, дачного или гаражного кооператива данные объекты уже существуют.

Паевые взносы используются для ведения торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (например, жилищно-строительные кооперативы), так и в форме потребительского общества (районного, городского и т. д.), и как союз потребительских обществ (районный, областной, краевой и т.д.), представляющий собой форму объединения потребительских обществ. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз». Все эти требования нашли свое отражение в законе.

Религиозное объединение

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.

Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Национально-культурная автономия

Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Некоммерческая организация в форме национально-культурной автономии создается на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Согласно Закону РФ «О национально-культурной автономии», национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными или федеральными.